Академия Современной Оперы

О театральности в музыке

 

Это проблема!

В консерватории не учат театральности.

Об этом гневно писал Ромен Роллан – его мысль: композиторам, прежде чем браться за сочинение оперы – необходимо точно знать, что есть предмет оперного жанра, и высшую философию этого вида искусства. Проще говоря, знать для чего человечеству оперный или вообще музыкальный театр, что человек от него ждет, что этому театру под силу и что противопоказано.

Академия Современной Оперы определяет предмет музыкального театра так:

Синтетическое сценическое действо с элементами мелодрамы, способное дарить зрителям эстетическое потрясение, воздействуя на сознание через чувственно- подсознательные сферы человеческого восприятия, отличающееся от драматического тем, что основано на сюжетах, воспевающих, простые, но вечные человеческие ценности: доброта и всепобеждающее чувство любви, торжество добра над силами зла.

В центре подобных сюжетов образ (образы) - объект (субъект) воспевания, восходящий к архетипу персонаж, раскрывающийся единственно возможным способом- через конкретику слова, вознесенного музыкой и пением в непостижимые пространства эстетический переживаний, в которых чувственное начало рождает поток сознания.

Руководствуясь вышеизложенным композитор, работающий в музыкальном театре обязан понимать, что основа театрального действа в правильном понимании, что такое идея, конфликт, характеры, сквозное действие сверхзадача и атмосфера.

Главное с чего начинается работа композитора – поиск музыкального образа будущего произведения или музыкальной атмосферы как главного предлагаемого обстоятельства, дающего право театру общаться с публикой при помощи языка музыки и пения.

Существует три вида драматического конфликта:

1 Конфликт внешний или явный

2 Конфликт внутренний – сомнения и переживания героя.

3 Конфликт на расстоянии – социально - исторический фон, тревога о судьбе близких тебе людей, страны (патриотизм) и человечества в целом. Религиозно- мистические традиции в обществе и другие инфернальные составляющие человеческого бытия. Этот конфликт не является явным, так как о нем в пьесе или либретто нет подробной информации, но он подразумевается. Ярко звукописать этот аспект – важнейшая задача композитора.

Характеры.

Идеальный вариант центральной арии героя, когда лирические излияния в главной теме прерываются эпизодом, в котором герой как бы прислушивается к внутреннему голосу...

Но снова торжествует тема любви, и пусть ей перечат отголоски зла и мистики – тема любви непобедима.

Следуя этим требованиям в музыке идеальной арии обязаны быть яркие контрасты: высокий лиризм, философское раздумье, гневная отповедь силам зла, торжество любви и счастья.

В идеальной опере, оперетте или мюзикле существует четыре главных составляющих:

Лиризм, мелоритмика сил агрессии и зла, мистический элемент и карнавальность.

Опер, идеально отвечающих этим требованиям, на мой взгляд, всего две: “Пиковая дама” и “Иоланта” П.Чайковского. Мой “Амок” есть мадаптационное переосмысление “Пиковой дамы” О теории мадаптации см. Вышеупомянутую книгу Н.Баскова на сайте АСО.

Идеальная оперетта всего одна - “ Принцесса цирка” И.Кальмана.

Сам по себе аккомпанемент оркестра в идеальной арии или в мелодекломации выступает в качестве некого контрсюжета. Это лихо умел делать П.Чайковский.

О музыкальном контрсюжете хорошо сказано в книге “Я, голос и художественный образ” Н.Басков. Гл. рецензент Профессор В.Гуревич.

Композиторы, не владеющие мастерством контрсюжета, ограничивающиеся тупым и бесконечным дублированием вокальной мелодии инструментами оркестра мешают вокалисту в стремлении донести до слушателей сокровенную глубину своего исполнения.

Хороший театральный композитор обязан знать основы режиссерского ремесла. Суть режиссуры в переводе авторского текста (музыкального и литературного) на язык сценического действия.

Так определял режиссуру великий Г.Товстоногов, но редко кто следует его заветам.

Для Товстоногова автор единственная и непререкаемая точка отсчета, а метод Станиславского надежный путеводитель к вершинам истинной театральности.

Мой учитель режиссер М. Морейдо часто говорил: “Никогда не пытайся заставить авторский текст соответствовать твоему опыту, мировоззрению и вкусам – это опасный путь, никогда не ведущий к хорошим художественным результатам. Истина рождается на пути постижения авторского замысла – авторской сверхзадачи

 

Б.Синкин

 

Партнеры