Академия Современной Оперы

О философии и стратегии музыкального театра в современной российской действительности.

 Уважаемый маэстро!

Ваш театр у нас в АСО на особом положении так, как в городе существует консерватория и возглавляемый Вами театр вправе рассчитывать на то, что выпускники консерватории вокалисты и оркестранты с удовольствием вольются в творческий коллектив, на что в других театрах России даже не рассчитывают. Я консультировал постановку оперы «Кармен» в Улан-Удэ и с ужасом обнаружил, что в оркестре академического театра нет ни одного контрабаса. Повторяю в академическом театре!

Многие театры России относятся к авторам как к назойливым мухам или как к телефонным террористам. Это ошибочная точка зрения, ибо без слаженной работы с авторами театр не в состоянии выработать свою собственную философию, стратегию и тактику в функционировании на текущий момент и на долгие годы в дальнейшем. Не выработав эти составляющие, театр неминуемо утратит любовь и уважения театралов, а их остается все меньше и меньше. Каждая новая постановка театра должна двигать творческий коллектив и публику к новым горизонтам познания правды жизни, через высокую «неправду» искусства, к новой театральности. Товстоногов определял философию БДТ словами: «Пробуждать человеческую совесть».

Я определяю смысл и задачи своего творчества словами: «Музыкальный театр обязан рождать светлые чувства». Л.Толстой писал: «Искусство, созданное для избранных – мертво».

В. Воробьев говорил, что любит читать незнакомые пьесы, новых авторов именно тогда, когда работает с труппой над новым проектом. «Жутко помогает» говорил он. « Если пьеса плохая, а это понятно на десятой странице текста, я испытываю чувство облегчения так как пьеса, которую я сейчас ставлю мне вдруг начинает казаться чуть ли не шекспировским шедевром, а если новая пьеса хороша - вдруг появляется вдохновение, и мне хочется работать с удвоенной силой, дабы доказать всем величие моего замысла».

Я не знаком с репертуаром Вашего театра, но с АСО сотрудничают специалисты по маркетингу и логистике современного шоу – бизнеса и они располагают статистическими данными, суть которых в том, что 90% репертуарных решений во всех музыкальных театрах России ошибочны, не отвечающие истинным интересам и ожиданиям публики. Выводы исследователей подкреплены мощной и неопровержимой аргументацией. Не вдаваясь в подробности скажу что, по их мнению идеальных во всех отношениях произведений для музыкального театра практически нет. Если драматический театр имеет традиции, восходящие к античности и к услугам этого вида сценического искусства веками развивающаяся наука, то молодой музыкальный театр настолько юн, что еще не успел обзавестись серьезной научной базой как методологической основой для своего поступательного развития. К услугам молодого драматурга огромное количество книг по теории драмы, а молодой литератор, пытающийся писать для музыкального театра вынужден пользоваться несовершенными образцами либретто кальмановских «Сильвы», «Марицы» и «Фиалки Монмартра».

На Западе, в частности на Бродвее также существует эта проблема, однако по той же статистике там каждый второй проект самоокупаем, так как, существует институт независимых консультантов и экспертов, которые помогают продюсерам и режиссерам принимать правильные репертуарные решения. Причина этой трагедии в России в том, что многие директора и режиссеры не до конца понимают, что есть предмет музыкального театра, его цели и задачи.

 

 

Предмет музыкального театра

Синтетическое сценическое действо с элементами мелодрамы, способное дарить зрителям эстетическое потрясение, воздействуя на сознание через чувственно- подсознательные сферы человеческого восприятия, отличающееся от драматического тем, что основано на сюжетах, воспевающих, простые, но вечные человеческие ценности: доброта и всепобеждающее чувство любви, торжество добра над силами зла.

В центре подобных сюжетов образ (образы) - объект (субъект) воспевания, восходящий к архетипу (прототип или прообраз) персонаж, раскрывающийся единственно возможным способом - через конкретику слова, вознесенного музыкой и пением в непостижимые пространства эстетический переживаний, в которых чувственное начало рождает поток сознания.

Все лучшее, созданное в мировом музыкальном театре строго отвечает тексту этой формулы, все, что не отражает эту формулу с точки зрения музыкального театра как минимум некассово и не отвечает слушательским ожиданиям среднестатистического театрала.

Я уже говорил, что все, что делают многие музыкальные театры России в корне неправильно и загоняет музыкальный театр в тупик, дискредитирует музыкальный театр в глазах публики неминуемо ведет к падению посещаемости.

Я писал о Братьях Карамазовых в Маринке у В. Гергиева. В этом проекте есть помпезность, грандиозность замысла, но нет главного – объекта воспевания, то есть того персонажа который достоин омузыкаливания и значит сочувствия зрительного зала. (см. статью на моем сайте sinrin.ru) В. Гергиеев и Большой Театр могут себе позволить подобные проекты но региональные театры обязаны идти строго от сверхзадачи – ответа на вопрос зачем я , директор, режиссер и творческий коллектив ставим этот спектакль, этого автора, а не что либо иное. Этот ответ не лежит на поверхности, но большинство деятелей театра предпочитают идти легким путем – соседи ставят, давай и мы поставим, есть артист или артистка для этого спектакля – давай поставим спектакль под их возможности и их голосовые данные.

Есть правило выведенное Г.Товстоноговым: “Театр обязан слушать время”. Музыкальному театру нужен репертуар, не дискредитирующий понятие опера, оперетта, мюзикл и балет. Оперные проекты типа “Пиковая дама” и “Евгений Онегин” в условиях современных музыкальных ожиданий молодежной публики в идеале должны идти в драйвированных версиях. Мною создано несколько проектов в этой традиции: «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Сильва» и «Герцогиня из Чикаго». Драйв через воздействие на биопроцессы человеческой жизнедеятельности (ритм биения сердца, пульса, работа головного мозга и так далее) облегчают процесс восприятия музыкальной информации (звуки и ритм военного строевого марша способны снимать усталость, придавать новые силы, бодрить, снимать стресс и прочее – это доказано). Такие гении как Моцарт и Бетховен как ни странно писали уже в те времена в драйве как они понимали его в свою эпоху. К сожалению, в этом трудно убедить тех людей, которые воспитаны на непорочной классике - с предвзятостью слушают современную джазовую и рок музыку, и не любят эстрадное пение. Это колоссальный недостаток и говорит об узости музыкального кругозора. Моя эстетика –СимфоБиДж – сплав всего что накопила музыкальная история за века своего существования. “Амок» - симфобидж чистой воды. Публика смотрит и слушает это произведение с неподдельным любопытством. “Ищите рыжих” (по Декамерону)– симфобидж. “Аристократы” – симфобидж, “Строптивые” (по Шекспиру) – симфобидж, «Ревизор», «На всякого мудреца», «Граф Нулин» и абсолютно все, что я делаю – симфобидж, ибо другого пути к слушательским симпатиям просто нет. Дальше будет еще хуже – родители не хотят, чтобы их дети занимались театром и музыкой на профессиональной основе – экономически не выгодно – маленькие зарплаты, но может быть новые экономические условия, связанные с переводом театров на самоокупаемость поменяют дело к лучшему.

Сожалею, что вынужден крутиться в своих рассуждениях вокруг собственный сочинений – но уверяю вас других кассовых и правильно сконструированных (не говорю о художественных достоинствах) сочинений на горизонте даже близко не существует. Моя академия находится в эпицентре всех музыкальных новшеств, и мне как никому ясно – сегодня нет авторов даже частично осознающих запрос современного музыкального театра, понимающих суть – предмет музыкального тетра, а без этого невозможно привлечь и увлечь массовую публику. Это грустная реальность, но в ней есть и положительный фактор – оказавшись в творческом тупике театры будут вынуждены искать новую музыкальную театральность, новые, отражающие современную действительность идеально скомпонованные произведения, и неминуемо появятся авторы новой формации, знающие как сделать музыкальный театр востребованным, модным и интеллектуальным.

 

 

В любом театре России существует великая актриса по уровню актерских и вокальных данных не хуже многих столичных звезд. Такие актрисы есть в Новосибирске, Пятигорске, Иваново, Хабаровске, Волгограде. Уверен, что и в Вашем театре есть и даже не одна такая певица и актриса, на мастерстве которой можно и нужно строить настоящее и будущее театра, ибо образ прекрасной женщины в сюжете любого музыкального произведения есть

носитель лирико- эротической линии, эмоционального центра музыкального и драматического конфликта. Нет женщины – нет любви. Нет узнаваемости на уровне массового подсознания. Нет объекта воспевания. Нет возможности для композитора создать прекрасную мелодию как основу интонационного образа произведения, сквозного музыкального действия.

 

Академия современной оперы такой предполагаемой актрисе может предложить следующие проекты: “Герцогиня из Чикаго”, “Черный кот на Бродвее”, “Строптивые” по Шекспиру, “Как выжить в кризис”, “ Старая дева” по И.Штоку, “Театр Джулии Лэмпберт”, “Публике смотреть воспрещается” по Ж. Марсану, и спектакль для двух исполнителей “Развод по - французски” по Г.Арру.

К стати об авторах-

Существуют 2 типа авторов: Авторы – потребители, стремящиеся конкретно заработать на бедах театра и авторы - созидатели, работающие во имя высокой театральной идеи – таких мало!

Лично для меня в данный момент материальные блага не имеют значения. С недавних пор главной моей целью является продвижение новых театральных идей. Добавлю к этому, что любое великое свершение в искусстве начинается с новой творческой идеи. По словам Г.Товстоногова - «Цель обязана быть выше творца», что означает, что величие новой театральной идеи содержит момент некой недостижимости и это главная причина боязни многих деятелей музыкального театра иметь дело с подлинной новизной. Обычный художник может ясно видеть творческую Цель, но попасть в нее не в состоянии, талант видит Цель и легко попадает в нее. Только гениальный творец в состоянии попадать в ЦЕЛЬ, не видя ее, предоставляя потомкам возможность адекватно оценить результаты его творчества.

В свете положения о предмете музыкального театра для меня идеальными являются те сюжеты, в которых доминирует лирико - эротическая линия, позволяющая мне, как композитору создать красивую лирическую мелодию. Повторяю – некий музыкальный центр или сквозное музыкальное действие.

Для меня в этом отношении идеалом считаются всего четыре оперетты : “Сильва”, “Мистер Икс”, «Герцогиня из Чикаго» (в моей версии) и “Веселая вдова” Эти произведения, кроме «Герцогини из Чикаго» уже есть в репертуаре Вашего театра, но время будет заставлять вас думать о других проектах по качеству материала не уступающих вышеупомянутым шедеврам.

Эта проблема решается очень легко – через мадаптационное переосмысление ранее созданных произведений. Прочтите либретто “Тогда в Монте Карло” («Мисс инкогнито»)и вы услышите в нем отголоски не только “Мистера Икса”, “Сильвы”, но и “Тоски” Дж. Пуччини. – это новая парадигма в понимании жанра мюзикла, в основе которого лежит бережное, но далекое, до неузнаваемости переосмысление традиций оперетты и мюзикла. Сплав этих традиций в новом музыкальном жанре “Русский мюзикл” отличающийся от американского тем, что менталитет русского человека иной : «Дате мне огромную любовь (неважно, что она невзаимная) и она мне даст силы свершить огромной важности дела и невиданные по смелости поступки...”

Менталитет американца в общих чертах сводится к следующему:

“Дайте мне заработать много денег, и я на эти деньги куплю себе любовь, здоровье и счастье”

В современных условиях любой нормальный региональный театр обязан выполнять функцию некоего локомотива политики и экономики.

Мой учитель по режиссуре М. Морейдо много ездил по городам и весям и часто говаривал: “Только по состоянию дел в региональном театре можно точно определить уровень вменяемости руководства города.

Что такое современная безотходная технология в функционировании музыкального театра.

Это просто:

Театр, выходя на новый проект, обязан по-новому считать деньги

Каждый вложенный в проект рубль должен “Аукнуться” минимум в 7 сопутствующих минипроектах:

1Основной проект (спектакль на стационаре со своими артистами),

2 Стадион шоу с приглашенной звездой (для зарабатывания денег),

3 Фонограмма минус для проката на малых гастролях (учебно – подготовительное пособие для актеров),

4 фонограмма плюс для рекламных роликов и издания СД (Учебно – подготовительное пособие для актеров),

5 Нотный материал и фонограммы всех видов для эксклюзивных продаж другим театрам России,

6 Продажи в фойе театра во время спектаклей клавиров.

7 Продажи в фойе театра во время спектаклей СД и ДВД копий.

Исходя из вышесказанного ясно что в бюджет проекта необходимо закладывать высококачественный звук и профессиональную видеосъемку – это не на много удорожает проект: звук (В финальной технологии)от $500 съемки и монтаж столько же. Отмечу, что звуковая составляющая имеет наиважнейшее значение. Сегодня создать видеоряд и смонтировать его могут в каждой региональной телестудии, но как показывает практика, качественный звук могут делать только в Москве в Питере и в Екатеринбурге и с этим бесполезно спорить.

Сегодня театр начинается не с вешалки по Станиславскому, а с хорошо оборудованной театральной звукостудии. Бюджет оснастки подобной студии примерно $5 000 (мониторы дльнего и среднего поля, хорошие микрофоны до 12 штук, оркестровые мониторы, видеосвязь с радиоцехом для дирижеров и пр. Кабеля коммуникации и специалист - наладчик.

В перечисленном списке самое трудное – организация стадион – шоу проекта с приглашением звезд.

Пример:

«Амок» для Зальцбурга

В проект приглашается оперная звезда типа Басков или Нетребко и тот и эта знают музыку и хотят ее петь Басков уже сегодня в сольных концертах, когда в голосе поет большую арию Доктора из «Амока» или “Я нравлюсь дамам” из оперы “Граф Нулин”. Нетребко вообще бредит новым репертуаром, так как для ее голоса репертуара очень мало (Лиза, Татьяна, Тоска и другие партии драматического сопрано ей не зубам, а “Амок” написан так, что для любой певицы партия Леди реально подходит, как впрочем, и для теноров.)

Приглашение этих звезд, разумеется, одного или одну иначе будет слишком накладно, не означает, что на стационаре не будут петь “родные” артисты -наоборот.

Проект спокойно выпускается на стационаре и лишь, потом создается версия для большой стадионной сцены в зале от 3000 мест. И вот тут нужен звук, совмещенный с цифровой фонограммой и с применением гарнитурных микрофонов – иначе не будет слышно.

Мы в АСО подсчитали, что реализация подобного проекта при наличии звезд приносит гарантированный доход до $50 000 с каждого спектакля после уплаты гонорара и аренды зала. Повторяю – это реально и многократно проверено.

Плюс к этому после премьеры на стационаре этот стадион – шоу вариант можно прокатить по10 -12 городам в течение года, но с применением особой прокатной технологии.

Дирижер, концертмейстер, звезда и основные герои (всего 5 человек) из базового театра действующие лица второго плана, хор, оркестр, балет и “моржи” нанимаются, например, в городе Эннске, но через кастинг, который одновременно является косвенной рекламой и невиданно действенной.

Подготовка массовки по подсчетам занимает 2-3 недели с минимальной оплатой и полностью окупают затраты и в то же время не оголяют текущий репертуар стационара – это очень удобно хотя и “мозгоемко”, но один раз отладив методу в дальнейшем будет легче. Да и прибыль этого стоит

В шоу бизнесе существует закон : “Прибыли или нет вовсе или она сногсшибательно велика” (С. Моэм роман “Театр”) Проект может быть повторен на следующий год, с гораздо меньшими затратами.

Успешность любого шоу проекта легко определяется по 5 принципам:

1Суперкачество произведения – музыки и либретто,

2Суперклассная команда постановщиков,

3Наличие в проекте хотя бы одной мировой звезды, ибо она обеспечивает 100- процентную наполняемость любого зала.

4 Рекламный трюк – кастинговый принцип

5 Разумно – достаточное финансирование.

Именно эти правила ведения музыкального шоу- бизнеса неосуществимы для любого театра.

Главная причина – отсутствие оперного произведения или мюзикла, способного вытащить этот проект на высокую прибыльность.

Только новые свежие по сюжетам и музыке произведения смогут содействовать осуществлению этой идеи.

Есть доживающая свои дни санкт петербургская рок опера, но ее основной репертуар “Юнона” и “Орфей” уже избороздили вдоль и поперек всю Россию, а на западе с этим материалом ловить нечего.

Работа с дирекцией Зальцбургского фестиваля и с Золотой маской – отдельная песня.

Нормальная экономика музыкального театра обязана быть прибыльной «Стадион Шоу» проект по нашим подсчетам при исходном бюджете $100 000 (Мы считали исходя из возможностей АСО работать с наличными деньгами) с участием труппы из 38 исполнителей (без оркестра) должна приносить скромно до $600 000 в год, но это при условии строгой производственной дисциплины.

И еще

Достойная оплата ведущим актерам важнейшая составляющая стратегии театра. Необходимо стремиться к тому, что бы 3-4 ведущих актера театра получали до $2 000- 3000 в месяц.

Это возможно через специальные гранты правительства, через коммерческие малые гастроли через участие звезд театра в программах регионального телевидения в качестве ведущих “новостей культуры”

Создание на территории театра корпунктов радио и телевидения

Через ежедневные телерепортажи из фойе театра перед началом представлений – эта традиция поможет создать некое подобие светского общества и сделает посещение театра престижной акцией, не только для показа “брюликов”, причесок и нарядов.

Создание попечительского совета из крупнейших деятелей бизнеса.

Пересмотр билетной политики (дифференцировать) в сторону создания вип – зоны в первых двух рядах зрительного зала со стоимостью билетов от 2000 до 5000 рублей – это очень серьезно продав 100 билетов театр имеет дополнительную выгоду, а их купят, так как есть люди, и этих людей много, которым эта цена доступна и даже престижна, но пусть эта зона будет иметь и другие привилегии - отдельный гардероб, отдельный вход, от дельная комната отдыха и отдельный буфет, и прочее такое уже практикуется. Малоимущие не будут в обиде ведь можно при этом сделать низкими цены на галерке.

Существует подробно разработанный бизнес –план этого проекта.

Борис Синкин

СПБ АСО

Sinkin49@ mail.ru

www sinkin.ru

8 812 652 59 76

8 911 715 89 74

 

 

 

 

 

Партнеры