Академия современной оперы

 

Из переписки с режиссером оренбургского театра музыкальной комедии Денисом Радченко на тему высказывания одного известного режиссера музыкального театра: «Новое могут делать только бесконечно отважные люди»

 

Денис Радченко

 

 

Это высказывание каждый вправе воспринимать так как он это хочет воспринимать...в периферийных театрах очень много махры...не в смысле идущего материала(хотя и этого тоже предостаточно) а в смысле осмысления и постановки...а так как директорам удобно существовать в той луже которая теплая и не колышется то они и не стремятся к каким то переменам. Перемены считают они - это для Москвы, эксперименты тоже для неё, а мы не имеем на это права...поэтому "новое" в моём случае это то как я вижу свой спектакль, а не то как привыкли видеть все спектакли у нас в театре. Я запрещаю актерам думать о том, где находиться зритель, хор у меня танцует танцы наравне с балетом и солистами, я занимаю все пространство не только сцены, но и зрительного зала ну и многое еще.

 

Борис Синкин

 

Лично я считаю, что Москве далеко до К. Стрежнева в Екатеринбурге и до Л. Квинихидзе в Хабаровске. Я уважаю К. Стрежнева - он, чуть ли не единственный в России жаждет прорыва, но ему что-то мешает. Есть в регионах и другие отважные режиссеры, на пример Б. Лагода в Сыктывкаре.

И еще!

Москва начинается в провинции. Я учился в Ростовской на Дону консерватории им. С.Рахманинова. Другие мною уважаемые театроведы, музыканты и литераторы тоже начинали в далеких от столиц городах.

Бальзак сказал: «Поэт рождается в провинции, чтобы умереть в Париже».

Новое в искусстве делают люди, имеющие за плечами ошеломляющие по красоте и современности театральные идеи и неодолимое стремление воплотить их на театральных подмостках.

Если отвагу расценивать, как небоязнь из-за творческой неудачи лишиться кресла главного режиссера, то автор высказывания ничем не рисковал, поставив оперу по Солженицыну. Я бы вообще дал ему за эту работу госпремию - Солженицын этого достоин.

Многие ли лидеры театров живут мечтой о создании новой театральности?

Я не говорю - иметь конкретную идею, я говорю только о мечте.

Б. Ротберг мечтал поставить "Москва - Черемушки" Д.Шостаковича - поставил - и что? С. Гаудасинский мечтал о некой большой трубе, что-то делающей на сцене и эта мечта сбылась в виде огромного бревна из папье-маше, которое «рабочий люд» в опере А.Петрова «Петр Первый » перетаскивает с одного конца сцены в другой, якобы изображая стройку века. Мечты и замыслы должны быть выше творца - должен присутствовать момент некой недостижимости.

Театры, у которых есть возможности создавать великие спектакли, не имеют высоких, поражающих воображение идей.

Я знаком с сочинениями многих ярких авторов, но их творческие предложения в театрах России даже не рассматриваются.

Зачем? Есть два десятка классических опер, написанных в 19 веке. Есть Кальман с замызганными сюжетами.

Интеллектуальный музыкальный театр? Это для оперы и оперетты вредно. Интеллектуальность уместна в драме. Умный театр опере и оперетте не по карману.

 

Мне о Вас хвалебно говорил В. Брук, Вы среди немногих молодых режиссеров активно существующие в своей профессии. Я не могу ничего сказать о Ваших работах, так как не видел ни одной - но Вы злы в хорошем смысле - это чувствуется, и не обижаетесь на мои высказывания, да и что обижаться я иногда говорю верные вещи, опираясь на свой немалый опыт и опыт других деятелей музыкального театра. С уважением относясь к Вашим учителям, вынужден утверждать, что правильно учить музыкальной режиссуре сегодня могут только практикующие режиссеры и то не все, да и учиться режиссуре, реально постигая суть этой профессии, могут лишь те, кто знает театральное дело не понаслышке. Известно, что не каждый хороший актер может стать хорошим режиссером. В. Воробьев по первому образованию кораблестроитель. М.Морейдо пришел в режиссуру после горного института. Можно привести и другие имена, сменивших профессию ради театра. Мышление таких «пришельцев» не «зашорено» традициями и театральными штампами, и чаще всего именно они вносят свежую струю в современную режиссуру, ищут и находят новый театральный язык. Я знаю многих дипломированных режиссеров, ушедших в бизнес или торгующих в ларьках пивом. Сам Б. Покровский в последние годы жизни не брался за обучение режиссеров, говоря, что музыкальная режиссура понятие эфемерное.

Если в Ваших творческих планах идея, способная переменить театральное мышление, вывести музыкальный театр к горизонтам новой парадигмы - наверняка она есть, но вы боитесь ее в силу своей молодости. Мой совет - не бойтесь. Всегда есть возможность обсудить неясности с опытными театралами и ознакомиться теоретическими работами по вопросам современного театра и вам удастся встряхнуть поставленную проблему до самого основания.

Еще вчера я был уверен в правильности своих убеждений по многим вопросам теории современного музыкального театра, но работа над стихами и прозой Б. Пастернака в спектакле Л. Квинихидзе "Звезда Рождества" перевернуло мое сознание. Прочтите статью об этом спектакле в моем сайте, и вы приблизитесь к тому, что я чувствую, постепенно начиная осознавать, что объектом воспевания может быть не только плотская, хоть и возвышенная любовь, но и религиозный пафос. В основе любой религии Любовь и Вера.

Спросите меня, о чем я мечтаю - отвечу - о новом современном музыкальном У. Шекспире! О новом, современном музыкальном А.Островском!

Мечтаю о Гоголе, но не о таком, каким его видят К. Стрежнев и Р. Щедрин. Музыкальный театр вне преломления, и дерзновенного переосмысления это всего лишь попытка притянуть за уши к самодостаточной классической литературе музычку – не более.

 

Денис Радченко

Про идею ничего пока Вам не скажу, а вот мечтаю я об идеальном музыкальном актере, который мог бы делать всё, а не только либо петь, либо танцевать, либо играть. Актеры Боба Фосса...вот это да, но у нас другие реалии , другая оплата труда, и всё другое...к сожалению, но я знаю что та труппа которая сегодня работает со мной способна на очень многое и у неё огромный потенциал, надо только его "разбудить", но они охламоны ленятся и если бы они попали ко мне в руки хотя бы на 5 лет я бы добился того чтобы о них заговорили...

 

Борис Синкин

Представьте, что такой актер появился. Что Вы будете с ним делать? Сразу же встанет проблема, говорю грубо, новой театральной культуры, а эту культуру надо еще придумать, воспеть в мечтах, в предчувствиях. Есть в Ваших планах проект уровня « Кабаре» 1972 года? О чем будет вещать актер новой формации, вмонтированный в новую театральную культуру. Новых сюжетов Вы придумать не сумеете - ибо они уже давным – давно придуманы. Их, сюжетных ситуаций или сюжетно – фабульных конструкций всего 36 штук, а в музыкальном театре их всего семь - я лично обхожусь четырьмя: «Золушка», «Укрощение строптивой», «Граф Монте Кристо» и «Ромео и Джульетта», постоянно помня, что работаю в жанрах музыкальной комедии.

Даже если подробно скопировать кинотеатральность Боба Фосса, то приживется ли она на русской сцене? Опыт "Чикаго" показал, что это только приятно шокирующая экзотика. Миссия русского театра в другом. Бродвейский мюзикл - театр конкретного, точно просчитанного результата, мюзикл по-русски - театр процесса, то есть живой, вибрирующий театр. Философия бродвейского мюзикла - дайте мне заработать много денег и я на них куплю себе и счастье и любовь. Философия русского театра, кино и мюзикла, и это доказано всем ходом истории: дайте мне великую любовь (идею) и я, вдохновленный ею готов пойти на любой подвиг - примерно так!

Получается, что многие театральные деятели, и Вы, в том числе слегка стыдятся традиций русской литературы и русских театральных традиций, забывая, что все лучшее в американской литературе восходит к русским классикам от Грибоедова до Булгакова.

Предстаете себе , что Боб Фосс Ставит на Бродвее или в кино с собственным участием " На всякого мудреца довольно простоты" А.Островского в версии для музыкального театра - вот вам и новая русская театральность. В каких жанровых красках мог бы быть представлен Глумов? Фамилия Глумов от русского слова глумиться. Экстравагантен, искренне лиричен, чванлив, ехиден, зол, завистлив, честолюбив, лицемер, подлец - перечислять не хватит бумаги, но, не смотря на все эти недостатки он (Глумов) по непонятным причинам достоин сочувствия. Его образ подобно образу Германа из «Пиковой дамы» П.Чайковского насквозь музыкален, дышит музыкой то полной сарказма, то страстной, то нежно –лиричной.

А взять героев пьесы"Волки и овцы"того же А.Островского? В этой пьесе каждый персонаж претендует на роль центральной фигуры произведения.

А русская музыкальная версия "Укрощение строптивой" в которой в отличие от "Целуй меня Кэт" все пропитано неожиданно вспыхнувшей любовью. Сравните сюжет версии К. Портера "Целуй меня Кэт" хотя бы с оригинальным шекспировским текстом.

Иными словами перенос на русскую сцену АМЕРИКАНСКИХ СТРАДАНИЙ, даже в традициях Бобба Фосса - весьма проблематично.

Попробуйте искать новую музыкальную театральность в русской литературе, она срослась с русским массовым сознанием, и эту коренную связь не вытравить никаким каленым железом. Если это произойдет - Ваш актерско- режиссерский язык не превратится, как в анекдоте, в чукчу, отторгнутого определенной частью тела.

 

Партнеры