Академия современной оперы

 

Романсы и песни ушедшего века в исполнении Владимира Самсонова

 

Сольный концерт Владимира Самсонова под названием “Сердце на снегу” в санкт – петербургском “Театре Эстрады”, посвященный русскому романсу состоялся 22 января сего года и произвел на публику, до отказа наполнившую уютный зал театра самое хорошее впечатление.

 

Были исполнены самые разные романсы и в том числе ранее мною не слышанные.

Романс “Милая”, которым открывалось первое отделение концерта сразу дал понять публике, что перед ними артист, имеющий свое, неповторимое отношение к традиции этого вокально- инструментального жанра в русской музыке. Исполнению В.Самсонова чужд апломб оперного баритона, “изнеженного” недосягаемым величием музыки Чайковского в опере “Евгений Онегин”, взирающего на романс, как на красивую, но необязательную деталь в его творческой биографии. Его исполнению чужд пошловатый цыганский надрыв, по сей день, бытующий в исполнительской практике многих вокалистов. Пение В.Самсонова не имеет ничего общего с показной чувственностью, его пение пронизано искренней музыкальностью и поиском в каждой фразе музыкального смысла. Баритон В.Самсонова исключительно красив, но артист далек, от желания красоваться им, красоваться умением легко и органично брать высокие ноты регистра и элегантно опускаться в нижние пределы своего звукового диапазона, что так же не свойственно другим оперным исполнителям. Пение В.Самсонова интонационно безукоризненно и истинно проникновенно. Эта проникновенность исходит из владения талантом наслаивать на сюжет романса свой собственный, выстраданный сюжет – историю. Так в романсах “Изумруд”, “Две розы” и “Ямщик не гони лошадей”, за авторским текстом слышится нечто личное, пережитое самим артистом. Лично мне этого всегда не хватало в исполнении Погудина и многих других исполнителей, пытающихся приблизиться к художественному образу умозрительно, исключительно за счет поверхностно - рассудочного подхода. Если в нескольких словах охарактеризовать искусство В. Самсонова, то необходимо сказать, что его исполнительский почерк одновременно ярко театрален, мудр и чувственен в высоком смысле этих слов.

Много доброго хочется сказать об инструментальном дуэте, помогавшему Владимиру Самсонову в этом концерте: пианисте Константине Ганшине и гитаристе Александре Барсукове. Говоря об этих музыкантах, необходимо уточнить что, они не просто сопровождали пение солиста, но являли своим звучанием идеальный образец новейшего, соавторского переосмысления традиционного романсового аккомпанемента, носящего функцию музыкального контр-сюжета. Звучание дуэта вносило в общий звуковой поток свой собственный музыкальный сюжет, пополняя тем самым образный строй каждого произведения, исполняемого В.Самсоновым. Реплики, гитары деликатно и осмысленно перекликаясь с фразами фортепиано в каждом романсе вели свой тонкий музыкальный диалог между собой и солирующим голосом. Звучность дуэта не тянула на себя “одеяло” излишней броскостью, ненужной виртуозностью, неосмысленными “побегушками” в стиле Леона Аганезова и других пианистов, любящих блеснуть неуместным талантом импровизатора. Обращает на себя тонкая отделка каждого романса по игре темпов, нюансов и пауз. Ферматы и паузы в каждом романсе воспринимаются не как дань традиции. А как неодолимая художественная необходимость. Это результат кропотливой репетиционной работы, результат тонкого проникновения в образ произведения, стремление видеть в аккомпанирующей составляющей не просто надежного партнера солиста, но мудрого резонера, способного вносить в диалог с солирующим голосом свое, инструментальное понимание каждого исполняемого произведения. В ткани аккомпанемента встречаются и такие приятные неожиданности, как новые, освежающие звучность гармонические обороты, что ни коим образом не противоречит традиционному звучании, и неким образом утверждает идею концерта: “Слушайте, как мы, музыканты нового поколения слышим и исполняем произведения прошлых эпох, внося в их звучность современное мироощущение».

И без того неплохая акустика концертного зала была мягко поддержана микрофонным усилением солиста и инструментального дуэта. Умеренная реверберация не мешала слушателям отчетливо слышать каждое слово солиста.

Отдельных слов благодарности заслуживает агентство “Русская музыка”, возглавляемое неукротимой Галиной Ковзель, усилиями которого был организован этот замечательный концерт как некая дань неувядаемой любви к русской песне и русскому романсу.

Академия современной оперы

Борис Синкин

Партнеры