Стратегия и философия современного музыкального театра от академии современной оперы.

 

Письмо директору волгоградского муниципального музыкального театра Бакатину Н.Н.

 

 

Предмет музыкального театра

Синтетическое сценическое действо с элементами мелодрамы, способное дарить зрителям эстетическое потрясение, воздействуя на сознание через чувственно - подсознательные сферы человеческого восприятия, отличающееся от драматического тем, что основано на сюжетах, воспевающих, простые, но вечные человеческие ценности: доброта и всепобеждающее чувство любви, торжество добра над силами зла.

В центре подобных сюжетов образ (образы) - объект (субъект) воспевания, восходящий к архетипу персонаж, раскрывающийся единственно возможным способом - через конкретику слова, вознесенного музыкой и пением в непостижимые пространства эстетический переживаний, в которых чувственное начало рождает поток сознания.

Все лучшее, созданное в мировом музыкальном театре строго отвечает тексту этой формулы, все, что не отражает эту формулу с точки зрения музыкального театра как минимум некассово и не отвечает слушательским ожиданиям среднестатистического театрала.

Я уже говорил, что все, что делают другие музыкальные театры России в корне неправильно и загоняет музыкальный театр в тупик, дискредитирует музыкальный театр в глазах публики неминуемо ведет к падению посещаемости.

Я писал о Братьях Карамазовых в мариинке у Гергиева. В этом проекте есть помпезность, грандиозность замысла, но нет главного – объекта воспевания, то есть того персонажа который достоин омузыкаливания и значит сочувствия зрительного зала. (См. Статью на моем сайте sinrin.ru) Гергиеев и большой театр могут себе позволить подобные проекты но региональные театры обязаны идти строго от сверзадачи – ответа на вопрос зачем я , директор, режиссер и творческий коллектив ставим этот спектакль . этого автора а не что либо иное. Этот ответ не лежит на поверхности, но большинство деятелей театра предпочитают идти легким путем – соседи ставят, давай и мы поставим, есть артист или артистка для этого спектакля – давай поставим спектакль под их возможности и их голосовые данные.

Есть правило выведенное Г.Товстоноговым: “Театр обязан слушать время”. Музыкальному театру нужен репертуар, не дискредитирующий понятие опера, оперетта, мюзикл и балет. Оперные проекты типа “Пиковая дама” и “Евгениий Онегин” в современных условиях должны идти в драйвированной версии. Драйв через воздействие на биопроцессы человеческой жизнедеятельности (ритм биения сердца, пульса, работа головного мозга и так далее) облегчают процесс восприятия музыкальной информации (звуки и ритм военного строевого марша способны снимать усталость, придавать новые силы, бодрить, снимать стресс и прочее – это доказано). К сожалению, в этом трудно убедить тех людей, которые воспитаны на непорочной классике - с предвзятостью слушают современную джазовую и рок музыку, и не любят эстрадное пение. Это колоссальный недостаток и говорит об узости музыкального кругозора. Моя эстетика – СимфоБиДж – сплав всего что накопила музыкальная история за века своего существования. “Амок» - симфобидж чистой воды и публика смотрит и слушает это произведение с неподдельным любопытством. “Ищите рыжих” (по Декамерону)– симфобидж. “Аристократы” – симфобидж, “Строптивые” (По Шекспиру) – симфобидж, «Ревизор», «На всякого мудреца», «Граф Нулин» и все что я делаю – симфобидж, ибо другого пути к слушательским симпатиям просто нет. Дальше будет еще хуже – родители не хотят, чтобы их дети занимались театром и музыкой на профессиональной основе – экономически не выгодно – маленькие зарплаты, но может быть новые экономические условия, связанные с переводом театров на самоокупаемость поменяют дело к лучшему.

Оперные проекты необходимы новым музыкальным театрам и традиционным театрам оперетты – иначе не удержать и не привлечь в труппу талантливых певцов. Волгоградский институт культуры научился выпускать отличных вокалистов. Недавно в классе замечательного тенора Николая Черепанова, получил отличную подготовку баритон Максим Орлов, и был приглашен в в Ваш (волгоградский) театр, но он будет Вашим пока театр будет давать ему возможность для творческого роста.

Творческий рост баритона – это, прежде всего “Евгений Онегин” , «Риголетто» , «Дон Карлос» и другие оперы Верди к стати и Пуччини. “Свадьба Фигаро” у вас уже есть – это огромный плюс.

Далее:

Вам необходимо раскручивать театр именно через тех артистов, которые у вас уже есть, прибавляя к ним голоса, по мере надобности.

У Вас есть С. Османова, есть Рома – бас, есть пара теноров, которые нуждаются в подробной работе с опытными педагогами. Следовательно, у театра на ближайший сезон “Герцогиня из Чикаго” и другие оперетты, которые М. Ворон и другие продвинутые вокалисты еще не спели (Сильва и Веселая вдова). М. Ворона необходимо стремительно задействовать во всех ближайших проектах. При этом “Герцогиня” по всем составляющим обязан стать образцово – показательным проектом – прекрасная музыка Кальмана, суперсовременная аранжировка и отличное либретто на основе исторических фактов с малозатратной сценографией. (черный кабинет).”Герцогиня” обязана превратиться из оперетты Кальмана в полнокровный и забойный мюзикл, только артистам об этом говорить не следует (стереотип мышления разрушать опасно)

Я не сказал в этом разделе ничего о “Летучей мыши”, однако я искренне желаю, чтобы этот проект состоялся и с успехом. Хотя это очень трудно.

Далее:

“Амок”, привязанный к оперному фестивалю в Зальцбурге и к Золотой маске – это отдельная песня и относится к проблеме стратегии и философии. Функционирования театра до 2013-15 годов.

Сожалею, что вынужден крутиться вокруг собственный сочинений – но уверяю вас других кассовых сочинений на горизонте даже близко не существует. Моя Академия находится в эпицентре всех музыкальных новшеств, и мне как никому ясно – сегодня нет авторов даже частично осознающих запрос современного оперного театра, понимающих суть – предмет музыкального тетра, а без этого невозможно привлечь массовую публику, не дискредитируя оперное искусство. Это грустная реальность, но в ней есть и положительный фактор – я сам либреттист, и смею надеяться, очень хороший и это значит что я готов к сотрудничеству с другими композиторами на конкурсной основе. И я не буду страдать, если найдется композитор, умеющий лучше меня сочинять оперные мелодии.

Далее:

Сегодня я имею практически полное представление о традициях вашего театра

Из всего, что я видел, наибольшее впечатление на меня произвел мюзикл “Американская любовь” с одним но – музыка в этом произведении не самая сильная составляющая. Однако в этом спектакле виден потенциал Л.Семеновой – это невероятно яркая актриса и ближайшие годы пока она молода, необходимо работать именно на нее, ища для нее соответствующий репертуар, понимая, что вездесущая “Ханума” давно отработанный материал.

У меня для нее имеются следующие предложения: “Герцогиня из Чикаго”, “Черный кот на Бродвее”, “Строптивые” по Шекспиру, “Как выжить в кризис”, “ Старая дева” по И.Штоку, “Театр Джулии Лэмпберт”, “Публике смотреть воспрещается” по Ж. Марсану, и спектакль для двух исполнителей “Развод по - французски” по Г.Арру.

К стати об авторах-

Существуют 2 типа авторов:

1 авторы – коньюктурурщики, потребители, стремящиеся конкретно заработать на бедах театра.

2- авторы созидатели, работающие во имя высокой театральной идеи – таких мало!

В свете положения о предмете музыкального театра для меня идеальными я являются те сюжеты в которых доминирует лирико - эротическая линия, позволяющая мне, как композитору создать красивую лирическую мелодию – некий музыкальный центр или сквозное музыкальное действие.

Для меня в этом отношении идеалом считаются всего три оперетты : “Сильва”, “Мистер Икс” и “Веселая вдова” Эти произведения уже есть в репертуаре вашего театра, но время будет заставлять вас думать о других проектах по качеству материала не уступающих вышеупомянутым шедеврам.

Эта проблема решается очень легко – через мадаптационное переосмысление ранее созданных произведений. Прочтите либретто “Тогда в Монте Карло” и вы услышите в нем отголоски не только “Мистера Икса”, “Сильвы”, но и “Тоски” Дж. Пуччини. – это новая парадигма в понимании жанра мюзикла, в основе которого лежит бережное, но далекое до неузнаваемости переосмысление традиций оперетты и мюзикла. Сплав этих традиций в новом музыкальном жанре “Русский мюзикл” отличающийся от американского тем, что менталитет русского человека иной : «Дате мне огромную любовь (неважно, что она невзаимная) и она мне даст силы свершить огромной важности дела и невиданные по смелости поступки...”

Менталитет американца в общих чертах сводится к следующему:

“Дайте мне заработать много денег, и я на эти деньги куплю себе любовь, здоровье и счастье”

В современных условиях любой нормальный региональный театр обязан выполнять функцию некоего локомотива политики и экономики.

М. Морейдо много ездил по городам и весям и часто говаривал: “Только по состоянию дел в региональном театре можно точно определить уровень вменяемости руководства города».

Что такое современная безотходная технология в функционировании музыкального театра?

Это просто

Театр, выходя на новый проект, обязан по-новому считать деньги

Каждый вложенный в проект рубль должен “Аукнуться” минимум в 7 сопутствующих минипроектах:

1Основной проект (Спектакль на стационаре со своими артистами),

2 Стадион шоу с приглашенной звездой (Для зарабатывания денег),

3 Фонограмма минус для проката на малых гастролях (Учебно – подготовительное пособие для актеров),

4 Фонограмма плюс для рекламных роликов и издания СД (Учебно – подготовительное пособие для актеров),

5 Нотный материал и фонограммы всех видов для эксклюзивных продаж другим театрам России,

6 Продажи в фойе театра во время спектаклей клавиров.

7 Продажа в фойе театра во время спектаклей СД и ДВД копий.

Исходя из вышесказанного ясно что в бюджет проекта необходимо закладывать высококачественный звук и профессиональную видеосъемку – это ненамного удорожает проект: звук (В финальной технологии)от 500 баксов съемки и монтаж столько же. Отмечу, что звуковая составляющая имеет наиважнейшее значение. Сегодня создать видеоряд и смонтировать его могут в каждой региональной телестудии, но как показывает практика, качественный звук могут делать только в Москве в Питере и в Екатеринбурге и с этим бесполезно спорить.

Ваш звукорежиссер не захотел следовать моим рекомендациям – результат - потеря качества звука и немалая. Сегодня театр начинается не с вешалки по Станиславскому, а с хорошо оборудованной театральной звукостудии. Бюджет оснастки подобной студии примерно 5 000 баксов (мониторы дальнего и среднего поля, хорошие микрофоны до 12 штук, оркестровые мониторы, видеосвязь с радиоцехом для дирижеров и пр. Кабеля коммуникации + плюс специалист - наладчик А. Лапин из Питера).

В перечисленном списке самое трудное – организация стадион – шоу проекта с приглашением звезд.

Пример

Амок для Зальцбурга

В проект приглашается оперная звезда типа Басков или Нетребко и тот и эта знают музыку и хотят ее петь Басков уже сегодня в сольных концертах, когда в голосе поет большую арию Доктора (“Я нравлюсь дамам” из оперы “Граф Нулин” тоже) из второго действия этой оперы. Нетребко вообще бредит новым репертуаром, так как для ее голоса репертуара очень мало (Лиза, Татьяна, Тоска и другие партии драмсопрано ей не зубам, а “Амок” написан так, что для любой певицы партия Леди реально подходит, как впрочем, и для теноров.)

Приглашение этих взвез, разумеется, одного или одну иначе будет слишком накладно, не означает, что на стационаре не будут петь “Родные” артисты наоборот.

Проект спокойно выпускается на стационаре и лишь, потом создается версия для большой стадионной сцены в зале от 3000 мест. И вот тут нужен звук, совмещенный с цифровой фонограммой и с применением Гарнитурных микрофонов – иначе не будет слышно.

Мы считали в АСО что реализация подобного проект при наличии звезд приносит гарантированный доход до 50 000 баксов после уплаты гонорара и аренды зала. Повторяю – это реально и многократно проверено.

+ к этому после премьеры на стационаре этот стадион – шоу вариант, если все нормально можно прокатить по10 -12 городам (в течение 10 месяцев) но с применением особой прокатной технологии.

Дирижер, концертмейстер, приглашенная звезда и основные герои (всего 5 человек) из волгоградского театра действующие лица второго плана, хор, оркестр, балет и “моржи” нанимаются, например, в городе Саратове, но через кастинг, который одновременно является косвенной рекламой и невиданно действенной.

Подготовка массовки по подсчетам занимает 2-3 недели с минимальной оплатой и полностью окупают затраты и в то же время не оголяют текущий репертуар стационара – это очень удобно хотя и “мозгоемко”, но один раз отладив методу в дальнейшем будет легче. Да и прибыль этого стоит

В шоу бизнесе существует закон : “Прибыли или нет вовсе или она сногсшибательно велика” С. Моэм роман “Театр”

Проект может быть повторен на следующий год, с гораздо меньшими затратами.

Успешность любого шоу проекта легко определяется по 5 принципам:

1Суперкачество произведения – музыки и либретто,

2Суперклассная команда постановщиков,

3Наличие в проекте хотя бы одной мировой звезды, ибо она обеспечивает 100- процентную наполняемость любого зала.

4 Рекламный трюк – кастинговый принцип

5 Разумно – достаточное финансирование.

Именно эти правила ведения музыкального шоу- бизнеса неосуществимы для любого театра.

Главная причина – отсутствие оперного произведения. Способного вытащить этот проект на высокую прибыльность. С Чайковским можно идти на это, но нужна драйв версия его опер. Римский -Корсаков – гиблое дело, все остальное и того хуже.

Только новые свежие по сюжетам и музыке произведения смогут содействовать осуществлению этой идеи.

Есть доживающая свои дни санкт петербургская рок опера, но ее основной репертуар “Юнона” и “Орфей” уже избороздили вдоль и поперек всю Россию, а на западе с этим материалом ловить нечего.

Работа с дирекцией Зальцбургского фестиваля и с Золотой маской – отдельная песня.

Нормальная экономика музыкального театра обязана быть прибыльной Стадион Шоу проект по нашим подсчетам при исходном бюджете 100 000 долл. (Мы считали исходя из возможностей АСО работать с наличными деньгами) с участием труппы из 38 исполнителей (без оркестра) должна приносить скромно до 600 000 долл. в год, но это при условии строгой производственной дисциплины.

И еще:

Достойная оплата ведущим актерам важнейшая составляющая стратегии театра. Необходимо стремиться к тому, что бы 3-4 ведущих актера театра получали до 2 000 долл. в месяц.

Это возможно через специальные гранты правительства, через коммерческие малые гастроли, через участие звезд театра в программах регионального телевидения в качестве ведущих “новостей культуры”

Создание на территории театра корпунктов радио и телевидения

Через ежедневные телерепортажи из фойе театра перед началом представлений – эта традиция поможет создать некое подобие светского общества и сделает посещение театра престижной акцией, не только для показа “брюликов”, причесок и нарядов.

Создание попечительского совета из крупнейших деятелей бизнеса.

Пересмотр билетной политики (дифференцировать) в сторону создания вип – зоны в первых двух рядах зрительного зала со стоимостью билетов до 2000 рублей – это очень серьезно продав 100 билетов театр имеет дополнительную выгоду, а их купят, так как есть люди, для которых эта цена доступна и даже престижна, но пусть эта зона будет иметь и другие привилегии - отдельный гардероб, отдельный вход, от дельная комната отдыха и отдельный буфет и прочее такое уже практикуется. Малоимущие не будут в обиде ведь можно при этом сделать низкими цены на галерке.

Существует подробно разработанный бизнес – план этого проекта.

С уважением Б.Синкин

 

 

 

 

Партнеры