Тема шпаги в “Строптивых”

 

Не случайно в тексте либретто заявлен “ночной маскарад” Кэт в первом акте.

Вдумайтесь!

Через этот сюжетный ход решается самое главное в характере Кэт – не желание примириться с традициями эпохи. Она совершает несколько поступков одновременно:

помогает своей сестре Бианке сделать выбор, уличает Бианку, как легкомысленную куклу, и, возможно двуличную особу, утверждает себя как женщину, способную с оружием в руках доказать, что не только мужчинам принадлежит право первенства.

Она хватает отцовскую (может быть) шпагу в сцене со сватовством Петруччио и это тоже не только художественный прием, но и поступок!

Она может по ходу действия, если режиссер сочтет нужным выхватывать шпаги из ножен Люченцио, Гортензио, Петруччио и других мужчин перед церковью в сцене появления ободранного Петруччио. Она может, подражая Петруччио, пришедшего венчаться в лохмотьях сама разодрать свое подвенечное платье, что бы дать понять, что и ей плевать на “смрад” традиций, и это, может быть, следует указать в ремарках, (Шекспир не злоупотреблял ремарками).

В сцене, когда она решается в бурю убежать из дома Петруччио, и ее не пускают, она снова выхватывает шпагу, расчищая ей дорогу к бегству, что особенно восхищает Петруччио.

В куске после дуэта Кэт и Сюзанны Петруччи застает Кэт, не склоненой над рукодельем, а со шпагой в руках, фехтующейся с “тенью”. Что бы вдруг в следующей, финальной сцене она появилась как идеал женской красоты, величественной, мягкой, обаятельной. Господи! Сколько здесь работы для режиссера: Петруччио в обществе прибывших гостей вдруг потерял дар речи, увидев собственную жену, и именно этого хотела Кэт (Она только, что сменила лохмотья месячной давности на “тряпки, оставленные вчера портным”)!

Вот так! От грубой шпаги, через мордобой и брань, к величию непостижимой и всепобеждающей любви! В этом и есть главная фишка Шекспира в музыкальном театре России.

 

Партнеры