«Бал Вампиров»

На сцене Петербургского театра музыкальной комедии

Комментарий

 

Музыка Джим Стейман

Либретто и стихи Михаэль Кунце

Русский перевод Сусанна Цирюк

Постановка оригинальной версии Роман Полански

Постановка Корнелиус Балтус.

Художник – постановщик, костюмы, грим и парики Кэнтауэр.

Музыкальный руководитель и дирижер Юрий Крылоа.

Дирижер Алексей Нефедов

Звукорежиссер Михаэль Хабла

Световое оформление оригинальной версии Хью Вынстон

Адаптация светового дизайна для Санкт – Петербурга Крис Хёррст и Мэтт Доу

Оркестровки Стив Маргошес

Хореограф Денис Каллахан

Продюсер Юрий Шварцкопф

Театр не способный дарить людям светлые чувства в лучшем случае любопытен, но не более.

Американский мюзикл, как и практически любой западный – это в некотором смысле особенный вид сценического искусства, отражающий типическое производное западного менталитета : «дайте мне заработать много денег, и я на них куплю любовь, здоровье и счастье». По словам прекрасного режиссера Аллы Кигель, живущей и работающей ныне в США: «Западный мюзикл это во многом театр результата. Мюзикл по-русски это театр творческого процесса то есть живой театр.» Ментальность русского среднестатистического зрителя противоположно иная: «дайте мне настоящую, всепобеждающую человеческую любовь и я, вдохновленный ею найду в себе силы свернуть горы, совершить невероятные подвиги, и вовсе неважно разбогатею я или останусь нищим- истинное мое богатство – моя любовь.»

Мюзикл Р.Полански пошел иным путем – автор своим произведением утверждает скорбную мысль, что человек рожден, для того, чтобы некие темные силы - вампиры высасывали из него кровь. Зачем деньги, разум, благодетель и любовь, когда есть высшее счастье – смерть.

Наряду с тем, что мне показалось негативным в спектакле «Бал Вампиров» на сцене Петербургского театра музыкальной комедии есть то, что способно восхищать.

Это, прежде всего то, что театр научился работать со звуком, а это, пожалуй, главное в современном музыкальном театре России. В недавней, другой крупной и весьма успешной работе театра - мюзикл «Чикаго», единственное, что огорчало – это то, что отлично звучащий оркестр под управлением маэстро Крылова местами нарушал баланс между звучностью хора и солистов, а сами солисты не владели в полной мере навыком пользоваться дистанционными микрофонами и в зал из допотопных динамиков летели посторонние шумы, не имеющие отношения к музыке. В мюзикле «Бал вампиров» ( Дирижер Алексей Нефедов) ничего этого и в помине не было. Общая звучность восхищала идеальной сбалансированностью и тексты вокалистов и хора были отчетливо слышны. Даже шумовые эффекты, призванные подчеркнуть мистико-агрессивную природу сочинения не разрушали своей много децибельной мощью общую звучность произведения. В основе своей роковая структура звучания, показалась мне несколько неосмысленной и малотеатральной. Много композиторского рукоблудия излишней и неосмысленной музыкальной суеты. Снова возник вопрос о сквозном музыкальном действии. Какую идею, какие человеческие деяния воспевает предложенное шоу? Какую цель преследует спектакль? Где та мелодическая основа на базе, которой строится музыкальная драматургия?

Вначале данного комментария я уже упоминал, об основной, скорбной авторской мысли, и действительно для сильно коммерческого проекта нерадостные мысли о тщетности человеческого бытия, о ложном стремлении человека искать свое счастье в потустороннем мире весьма уместны, поскольку стопроцентно соответствуют мистической природе рок-оперного звучания. О мистическом страхе и силах зла трудно повествовать средствами академической звучности, но драйвированная фактура рок- ансамбля совмещенная с живыми инструментами симфонического оркестра идеальное сочетание для музыкального излияния, рисующего фантастический мир ложно понимаемой вечности, и смерти как высшей инстанции счастья и блаженства. Агрессивная и драйвированная звукоподача ожесточенно стимулирует биоритмику человеческой жизнедеятельности и взбодренное адреналином человеческое подсознание начинает воспринимать драйвированный поток ритмов и звуков как некий мистический ритуал, заставляя разум воспринимать действие как некую страшную сказку для взрослых, разбавленную сомнительной иронией и тривиальными шуточками.

Такие проекты, как «Бал Вампиров» иногда необходимы людям, это ясно подтверждает восторженные аплодисменты зрительного зала. Страх, ужас и мистика порой лучше всякого лекарства способствуют снятию стресса. Даже детские сказки полны ужастиков и мистики. Даже в академических оперных полотнах, таких как «Пиковая дама» П.И.Чайковского элементы мистики, страха и агрессии присутствуют наряду с карнавальностью и лирико – эротической линией. Однако в традиционной академической опере агрессия и мистика пребывают, как правило, на периферии сюжета.

Интеллектуальному музыкальному театру так же необходимы драйв, агрессия, мистика, все то, что бытует в современной музыке от симфонизма до авангардного рока, но интеллектуальный театр видит в мистике и агрессии краску – данность, работающую на конфликт, организацию сквозного действия и раскрытие характеров. Если агрессия и мистика в произведении существуют ради самих себя, то перед нами театр не могущий претендовать на интеллектуальность и это основная беда спектакля «Бал Вампиров»: все персонажи выпили кровь у своих партнеров и все заканчивается вакханалией вампиров.

Да есть свирепомистическая тема графа фон Кролока, есть тема Сары и есть лирическая тема Альфреда, но из этих, в общем - то сильных мелодий не создан сплав, не создан некий диалог жестких противоречий.

В общем, музыку спасло то, что автор использовал ранее удачно созданные и хорошо раскрученные хиты, и конечно мастерство аранжировщика Стива Маргошеса.

Прозаические эпизоды мюзикла радовали лаконичностью, Тексты вокальных номеров (Сусанна Цирюк) наполнены хорошей поэтической образностью, а точность мизансцен восхищали органичностью, ясным пониманием сценических задач и яркой действенностью.

Балетные номера блистали беспределом новизны, остротой и свежестью молодости. Световое решение спектакле также заслуживает отдельных слов восхищения (Хью Внстон) Свет спектакля несет на себе мистический пафос действа.

Голоса солистов (к сожалению, в имевшейся у меня на руках програмке не указано кто и какую партию пел) приятно удивляли высоким тембральным качеством. Это еще одно огромное достижение руководства театра, и хочется надеяться, что это станет традиционным

Тема высасывания крови у ближнего – это иносказательная форма мечты каждого человека о том, что кто – то обязан дать каждому смертному земные блага сверх того что он заслужил. В каждом человеке живет надежно скрываемая воспитанием, разумом и правилами общежития жажда отнять у ближнего любой ценно то, что тебе не принадлежит. Эту низменную похоть взяла на вооружение массовая культура в виде фильмов ужасов, кровавых боевиков, мистической фантастики.

Публика в восторге, ведь даже в страшной сказке приятно представить себя на месте графа фон Кролока, пьющего кровь у ненавистных кредиторов, должников или чванливых чиновников. Это кровожадность живет в подсознании каждого человека и массовая шоу культура умело использует это в своих коммерческих целях.

Сегодня с уверенностью можно говорить о высочайшей исполнительской культуре Санкт – Петербургского театра музыкальной комедии. Театр отличает смелость, порой рискованная в выборе репертуара, и публика, заполнившая зал отметила это своими бурными овациями.

 

Борис Синкин

Академия современной оперы

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

www sinkin.ru

352 39 76

8 911 715 89 74

9 Октября 2011 года

 

Партнеры