Если драматический театр ставит мюзикл

 

 

У него возникают проблемы с тем, как образно и качественно подать музыкальный материал.

 

Если в труппе театра существует хороший актер с голосовым диапазоном в полторы октавы и актриса с таким же диапазоном то труппа может осилить любую оперетту Кальмана, если некоторые ноты и целые музыкальные фразы перебросить на октаву вниз, или вверх, так как тесситура нормального опереточного или оперного певца все-таки, почти две октавы. Иногда проще изменить тональность, опустив ее на тон или два тона вниз.

Так или иначе, драматический актер (актриса) с «урезанным диапазоном» все- таки в состоянии на неплохом уровне выполнить поставленную задачу, если в этом ему смогут помочь современные радиомикрофоны. Другие артисты, не обладающие слухом, и умением петь смогут сыграть роли других персонажей с применением, так называемой мелодекламации или «накрикивания» текста на мелодическую основу с подчеркиванием узловых ритмический фигур.

В ростовской оперетте в семидесятые годы был чудесный актер – простак и комик, который в «Принцессе цирка» Кальмана в партии Тони пел, если это можно назвать пением так: «Я всег-да ма-ма-шу слу-шал, долг сы-но-вий не на ру-шил.» Пел практически на одной ноте, но, идеально попадая в ритм мелодии, что делало его исполнение обаятельным.

Я видел «Сильву» Кальмана в маленьком уездном городе, сыгранную труппой из 8 артистов, когда полноценное исполнение предполагает участие хора, балета и ансамбля основных исполнителей из 14 актеров, не говоря о живом оркестре из 40 человек. Хороший голос был только у Сильвы, а все остальные исполнители «лаяли» под музыку, но строго в ритме и публика была счастлива, при полном аншлаге.

Существует вариант, когда театр изначально оговаривает с композитором, что бы тот писал музыку к проекту максимально просто. Это означает, что диапазон всех музыкальных номеров не будет превышать октаву +еще 2 тона. Употребляя такую тесситуру, пишут барды и эстрадные композиторы: Шаинский и другие. В. Соловьев – Седой, И.Дунаевский и Е. Мартынов писали с широким мелодическим разворотом, понимая, что только в мелодическом размахе таится красота и образность музыкального материала. Вдобавок к этому из узкотесситурной мелодии очень трудно извлечь экстазность и подлинную театральность и хорошему вокалисту просто «тесно» в таких тесситурах.

Существует идеальный вариант подачи музыкального материала, но многие театры по незнанию тонкостей технологии и ложно понимая принципы качества и художественный образ в исполнительстве, воспринимают этот вариант как неслыханную ересь. Ложно обожествляя живое пение в ущерб музыкальному качеству.

Депутат И. Кобзон всегда поет в живую, но он не умеет танцевать (его репертуар не нуждается в « отанцовывании») и к тому же у него феноменально выносливый певческий аппарат.

Певица Мадонна, только часть своего репертуара в сольных концертах поет в живую, так как физически, при таком насыщенном видеоряде современных шоу – программ, с его танцами и другими движенческими наворотами ей просто не выдержать.

Майкл Джексон, и другие поп - звезды так же не в состоянии петь в живую и выдавать танцевальные прибамбасы – это просто нереально.

В мюзикле еще труднее, если мюзикл выстроен в новомодной клиповой манере, где движенческая составляющая не просто дань традициям жанра, но важная часть сценического образа персонажа, отражающая особенности его характера, работающая на сверхзадачу спектакля, на сквозное действие, на пафос и образ спектакля.

В мюзикле кроме пения и танцев существует авторский текст, а это уже не концертная программа с чередованием эффектных номеров - это гораздо сложнее – это театр (то, что делал на эстраде Майкл Джексон тоже весьма непросто).

К тому, что я хочу сказать необходимо подойти постепенно. Вспомним музыкальный фильм «Мистер Икс» с участием Георга Отса. Сам Отс, при совершенно классном вокале в целом очень плохо справился с прозаическими кусками роли. Не только потому, что сам на русском языке говорил с акцентом, но и по причине не владения навыками драматического актера. Роль Теодоры играла молодая актриса ленинградской оперетты Юрьева. Она сама могла с успехом озвучить вокально партию Теодоры, но приняли решение пригласить на озвучание другую, академическую певицу из тогдашнего Малигота (точно не помню ее имя). В результате в роли Теодоры мы имеем, по сей день высокий пример идеального сочетания первоклассного вокала и достаточно приличного актерского исполнения. Георга Отса уговаривали ограничится только пением, и оставаясь в кадре доверить озвучание текста Е. Капеляну, но Отс не дал согласия на эту акцию.

Итак, актрису Юрьеву отстранили от озвучания роли, но оставили в кадре в качестве главной исполнительницы. Почему? Из-за прекрасных внешних данных?

Нет. В разных театрах Питера и Москвы были актрисы с не менее подходящими данными.

Все дело в том, что тогда ошибочно считали, что только артист, владеющий спецификой вокала: дыхание, работа соответствующих мышц лица при пении, и сама манера держаться в традициях музыкального театра способен не разрушить художественную правду музыкального театра в реалиях экранизации. Кинематограф находился под впечатлением от музыкальных лент с участием Марио Ланца. Марио Ланца, первоклассный вокалист с потрясающими внешними данными потрясал воображение непросвещенной публики, когда брал верхние ноты в ариях Пуччини не как в условиях сцены, когда на расстоянии 10 -30 метров не видно его глаз, вибрирующего от напряжения лица и всего тела, а на крупном плане. Кинозрителей завораживали его газа в кадре, полные вдохновения, выразительности и творческого волнения. Весь облик поющего актера, поющего не только голосовыми связками, но всем своим существом не мог оставлять никого равнодушным, и именно к этому стремились кинематографисты снимая киноверсию оперетты Кальмана «Мистер Икс».

Сегодня любой драматический актер, так или иначе, в годы учения в театральном вузе получил навыки пения. Существует мнение, что любой талантливый актер, хоть немного, но поет: Доронина, Миронов, Карачинцев, Певцов, В Питере Дятлов, почти все актеры БДТ (см мой мюзикл «Госпожа Министерша» и видеоверсию БДТ «Смерть Тарелкина») примеров множество и это означает, что если, снимаясь в кино или в телесериале необходим вокальный номер, то его легко может спеть профессиональный певец, а сняться в кадре под этот звук может любой актер и этого никто не заметит. Актер перед съемкой несколько раз прослушает песню или арию и во время съемок будет «подпевать» звучащей фонограмме, синхронно открывая или закрывая рот, играя поющего персонажа, без реального пения. Моя фольк-опера «Граф Нулин» в редакции для театра кукол в 2003 году в дни празднования 300 лет Санкт Петербурга игралась на улицах и площадях города под фонограмму. В записи фонограммы участвовали такие вокалисты как Н. Басков, М.Кит, Ст. Луханин, В. Псарев и другие лучшие голоса Питера и Москвы, и когда ведущий актер, в роли Поэта Пушкина Алексей Мельник (в живом плане) по ходу спектакля появлялся среди публики на расстоянии полуметра, общаясь, не прерывая пения с присутствующими ни один человек не мог догадаться, что пел вместо него В.Псарев, А Мельник только умело, правильно, зная до мельчайших подробностей все изгибы звучащей арии, все ее нюансы вибрации тела при высоких нотах и нотах в низком регистре обыгрывал фонограмму:

«Наталья Павловна, к несчастью

Совсем хозяйственною частью не занималася,

Затем, что не в отеческом законе,

А в благородном пансионе

Она воспитана была….»

Но когда я его спросил: «легко ли петь под готовый звук» он сказал: «Это очень трудно и эмоционально и физически. Играть поющий образ, совсем не легче, чем играть обычную драматическую роль». Существует видеозапись одного из представлений – она не даст мне сказать неправду. Артисты – кукольники в этом спектакле имели возможность не отвлекать свой исполнительский аппарат на «якобы пение» а работать, «Петь» куклой и это тоже трудно. Я не раз наблюдал за актерами, изображающих поющих персонажей и видел, что они непроизвольно подпевают фонограмме и кукольный Граф Нулин ( кукла Графа Нулина была точной копией живого Н.Баскова) ведомый замечательным кукольником А. Князьковым пародировал в хорошем смысле этого слова не только пение Баскова, но и все его поведенческие подробности и характерные черты его облика: манера ходить, жестикуляция, повороты головы и тому подобное.

Этот способ подачи звука придумали в Голливуде, и его с успехом стали использовать бродвейские мюзиклы. В замечательном бродвейском мюзикле «Поющие под дождем» проблема озвучания непоющего актера в театре и в кино высвечена образно, ярко с потрясающим юмором, однако многим деятелям театра этот пример ни о чем не говорит, и они до хрипоты готовы отстаивать преимущества живого пения, неритмичного, фальшивого, примитивного, безголосого, слабого, безвкусного, но живого. Современная звукография располагает безграничными возможностями в создании «неживого» аккомпанемента, который на 6 голов выше по качеству любого самого профессионального оркестра и с эти смирились. Я в Риме слышал Травиату под минусовую фонограмму в сочетании с несколькими живыми инструментами – качество изумительное (см. статью на сайте академии sinkin.ru “О перспективах симфонического плейбэка» . Московский областной академический театр имени Н.Островского в 90 е годы играл мой мюзикл «Пролетарская мельница счастья» по пьесе В.Мережко под фонограмму созданную в Питере. Профессиональные вокалисты накладывали на фонограмму звук, строго по поставленным режиссером и композитором задачам и когда начались репетиции в Москве, оказалось, что драматические артисты легко попадали в тембр чужого голоса и вопросов сам ли поет артист просто не возникало. Я записал и голоса и музыку к детскому мюзиклу «Огниво» в моей питерской звукостудии, и эта фонограмма использовалась без изменения (режиссер М. Морейдо) в 10 или 12 театров России. Я не утверждаю, что такая метода может быть применима во всех без исключения театрах России. Нет! В труппе БДТ при постановке Г.Товстоноговым оперы «Смерть Тарелкина» не допускалась мысль о том, что кто- то другой будет петь вместо Геннадия Богачева, у него в тесситуре есть нота соль 2й октавы и другие, практически все актеры этого театра (А.Френдлих, О, Волкова, С. Крючкова) владеют вокалом. Но в России существуют немало театров, включающих в свой репертуар чисто коммерческие проекты: новогодние сказки, гастрольные, малобюджетные и просто камерные музыкальные спектакли и именно здесь могут быть применены описанные мною, но не мною придуманные технологии.

Сайт Академии Современной Оперы sinkin.ru \ e-meil Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. тел 8 812 652 59 76, 8 911715 80 74

19.01.2013

Б. Синкин.

Партнеры