В период с 16 по 24ноября сего года находясь в городе Северске мне удалось увидеть и другие любопытные театральные работы, такие как «Безымянная звезда» на музыку А.Шведцова. Музыкальный спектакль в 2-х действиях по пьесе М.Себастьяна, оперетту «Летучая мышь», «Мэри Поппинс, до свиданья»мюзикл для детей и взрослых на музыку М. Дунаевского и «Принцессу на горошине»-фантазию на темы сказок Г. Х. Андерсена на музыку Н. Сильвестрова.

 

Оперетта Штрауса «Летучая мышь» на либретто Н.Эрдмана и М.Вольпина в постановке Олега Портнягина и дирижера постановщика Роальда Гуры поставлена во многом традиционно.

Перед нами красочное , на сколько позволяют финансовые возможности театра убранство сцены, фраки и «роскошные дамские платья» (художник – постановщик Виктор Акимов), Пышнотрадиционные балетные сцены (балетмейстер –постановщик Виталий Белобородов) и крикливые хоры с участием солистов в развернутых массовых эпизодах (хормейстер Ольга Комарова)

Неплохой ансамбль солистов представляют Рамиль Сафиуллин в роли Генриха Айзенштайна, Ася Сокол в роли его жены Розалинды, Алла Зорина – их горничная, Сергей Кустов в роли Альфреда, Дмитрий Конради в роли директора театра Фалька. Интересны Николай Капустин в роли директора тюрьмы и дежурный тюремщик Анатолий Лившун с его элегантным, лишенным пошлости юмором.

Другие ,занятые в спектакле актеры, не менее удачно пополняют праздничновампучную и даже веселую картину зрелища.

Можно сказать, что классическая оперетта умирает, но театр и режиссура, ищущая в этом жанре большую музыку и изысканную пикантность всегда найдут живой отклик в сердцах поклонников этого вида искусства, если у театра найдутся возможности пошить соответствующие костюмы и соорудить помпезные декорации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неизгладимое впечатление произвел на меня мюзикл Максима Дунаевского «Мэри Поппинс, до свиданья» (пьеса В.Вербина по мотивам сказки П.Треверс, стихи Н.Олева.

Молодой московский режиссер Елизавета Бондарь по-новому увидела эту трогательную и поучительную историю. Дети Бэнксов сами, в своем воображении придумали для себя эту сказочную Няню Мэри Поппинс и их детский мир наперекор вечно занятым родителям изменился, как и все вокруг.

Замечательная актриса и певица Наталья Сочнева, дебютирующая в в роли Мэри Поппинс сумела создать образ обаятельной и непредсказуемой волшебной няни – мечты всех малышей.

Великолепные мелодии М.Дунаевского в голосе Н.Сочневой, кажется обрели новые краски. Ее органичное существование в образном пространстве спектакля не оставляло сомнения, что такая прекрасная няня на самом деле существует.

Как всегда великолепен Анатолий Лившун в роли Мисс Эндрю. Интересны уже знакомые нам по другим работам театра Дмитрий Конради в роли Мистера Бэнкс, Ася Сокол в роли Миссис Бэнкс. Как всегда великолепны Мистер Гуд Антона Завьялова, адмирал Бум Николая Капусткина и Мисс Кларк Татьяны Шемяковой.

Симпатичны Полисмен Вячеслава Ланцетти и Почтальон Игоря Григорьева.

Замечательная находки режиссера – Бронзовый мальчик в исполнении Игоря Григорьева и несуразный Носильщик в исполнении Андрея Панкрашкина.

Балетмейстер –постановщик спектакля Надежда Бобрикова сумела создать пластический образ спектакля. Балет врывается в ткань спектакля в самых, кажется неожиданных моментах, обостряя тем самым и без того динамичное развитие действа.

Хор, под руководством хормейстера Ольги Комаровой своей вокальной массой и действенным участием пополняет красочность и праздничность массовых сцен.

Оркестр под руководством молодой и перспективной Ольги Алешиной звучит слаженно и ярко, утверждая торжество красоты, любви и счастья в нашей жизни.

Сценическое убранство сцены, выполненное художником – постановщиком Виктором Акимовым так же нетрадиционно:

Перед нами дом –он же маленький город в виде модуля вращаясь показывает нам, то одну, то другую части города. Сама Мэри Поппинс появляется на сцене как бы спускаясь с небес.

 

«Безымянная звезда» режиссера Ксении Торской впечатляет тонким лиризмом. Ясно и проникновенно читается главная мысль режиссера:

«Звезда не может покинуть свою орбиту и девушка Мона, странным образом появившаяся в доме «Звездочета», может быть и хотела бы остаться с наивным и нелепым мечтателем, но и она не в силах покинуть свою привычную орбиту» Мона Виктории Смагиной -образ загадочной девушки решен режиссером К.Торской тонко и проникновенно. Она то порывиста, то в задумчивой нерешительности, то взбалмошна, то лирично и нежна – она как мерцающая звезда, как ускользающая мечта поэта –близкая и недостижимая. Мона в режиссерском решении К.Торской лирико трагический образ и актрисе в полной мере удалось справиться с этой с поставленной перед ней задачей. Сопрано В.Смагиной удивительно точно передает все изгибы ее сложного характера, а в прозаических эпизодах актриса проста и наивна и сокровенно убедительна.

Приятель Ноны Григ в исполнении Дмитрия Конради отличный баритон – являет собой полную противоположность Ноне: ироничный, деловой, циничный, точно знающий свою цель человек олицетворяет собой «Орбиту» по которой обязана вращаться Нона. И он, Грик странным образом нуждается в Ноне и зависит от нее - таковы закон всемирного тяготения.

Как бы особняком, как бы по другой орбите движется звездочет – учитель открывая вдруг свою «безымянную, земную звезду –любовь»

Лирический баритон Антона Завьялова явное украшение певческой палитры труппы очаровывает своей проникновенностью, вызывая искреннее сочувствие в зале.

Заслуживают отдельного внимания и другие персонажи этого спектакля:

Ненавистная всему маленькому городу блюстительницу нравов мадемуазель Куку(Алла Зорина) - орбита которой привела ее к тому, что и она изменилась, поняв, наконец, что существуют другая, земная нравственность… Сопрано певицы резкое и безапелляционное в начале действа к концу спектакля приобретает теплые и даже лирические интонации.

Не перечисляя других участников спектакля, скажу, что театр во главе с режиссером – постановщиком Ксенией Торской сумел увидеть в этой загадочной истории глубокий философский смысл, что каждое явлении имеет свою, пусть маленькую орбиту и наше Бытие состоит из некоего диалога этих орбит, взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга.

Музыка композитора А. Швецова, созданная для этого спектакля производи благоприятное впечатление. В ней есть некая лирическая строгость и своя музыкальная орбита.

Все массовые сцены с участием хора (хормейстер Ольга Комарова) и балета (балетмейстер Владимир Лопаев) энергичны и впечатляют полнокровной масштабностью.

 

 

 

 

В заключении предложенного краткого обзора последних работ Северского музыкального театр нельзя не упомянуть о любимой детской сказке «Принцесса на горошине» на музыку Н. Сильвестрова по пьесе М. Куклинской

Радует, что режиссер –постановщик спектакля Ксения Торская и художник – постановщик Виктор Акимов сумели найти возможность создать истинно праздничное и увлекательно действие для детской аудитории с балетом (балетмейстер –постановщик Ирина Казаренко) и оригинальной аранжировкой Андрея Кротова.

В спектакле много ярких режиссерских находок: сдвигающиеся и раздвигающиеся декорации в виде безразмерного шкафа, выполняющего различные функции.

В спектакль оригинально введены живые скрипки: Оксана Шульгина и Ольга Бушмакина, которые, как заправские актеры реально участвуют в действии.

В спектакле заняты лучшие, уже упомянутые мною силы:Сказочник Оле Лукойле в мчсполнении Рамиля Сафиулина, Анатолия Лившуна в роли Секретаря, Нина Горбуноыв в роли Королевы- матери Эмилии и другие замечательные актеры – вокалисты.

Театр реально понимает, что сегодняшние дети, пришедшие впервые в театр могут в последствии стать настоящими театралами и чтобы это произошло необходимо создавать детские спектакли на самом высоком художественном уровне.

Театру сегодня многого не хватает. Прежде всего, недокомплект оркестра и хора. Необходимы усилия в дополнительной оснастки театрального радиоцеха новейшим оборудованием. Театр остро нуждается в педагах по сценической речи и сценическому движению.

При хорошо укомплектованной актерской труппы театру нужны молодые тенора и басы. Однако при всем при этом в театре чувствуется творческий подъем, что дает уверенность в новых серьезных творческих свершениях. В театре есть силы способные распознавать в потоке второстепенных музыкальных поделок по- настоящему востребованный сегодня высококачественный художественный материал и в этом залог настоящего творческого роста коллектива.

«Хэлло Долли» на сцене северского музыкального театра.

 

Недавно в Северском музыкальном театре состоялась премьера замечательного американского мюзикла «ХэллоДолли»на музыку композиторов Лайонела Ньюмэна и Лэнни Хэйтона. Сочинение сложное, но, периодично ставится в разных театрах России, не удерживаясь, однако в репертуаре на долгие годы, по разным причинам. Одна из этих причин отсутствие в театрах актрисы на главную роль с насыщенным полномасштабным голосом, вдобавок актрисы владеющей свинговым стилем в подаче звука.

Роль Долли сложна так же тем, что литературная основа неординарна по художественным свойствам характеров, населяющих это произведение: яркие, неожиданные персонажи, совершающие нелогичные, экстравагантные и непредсказуемые поступки. Произведение в целом производит светлое впечатление, не смотря, на то, что ментальность американского мюзикла и русского варианта этого направления в музыкальном театре в корне различны.

Бродвейский мюзикл – театр результата, а русский мюзикл театр развития, то есть живой театр.

Пафос американского варианта в основном сводится к тому, что: дайте мне заработать много денег и я на них куплю себе счастье, славу, здоровье и великую любовь. Русский же мюзикл основывается на противоположной идее: дайте мне настоящую любовь и я вдохновленный ею совершу поступки невиданного величия, подвиги, не щадя жизни и здоровья, а если такая любовь не осчастливит мою судьбу взаимностью, я буду счастлив тем что эта любовь есть не смотря ни на что!

Музыкальный я зык произведения достаточно сложен по форме организации номеров: темп вальса неожиданно сменяется четырехдольным размером, музыкальная ткань изобилует множеством ритмических сбивок, в носящих в звучность особую динамику и сообщают некую жесткость и музыкальный нерв, работающий на сквозное музыкальное действие – это хорошая традиция американского мюзикла, будоражащая музыкальное воображение слушателей.

Много лет назад, когда удавалось посмотреть этот мюзик в сведловской оперетте, или в московской с Т.Шмыгой в главной роли, всегда огорчало то, что и оркестр, и хор и балет и солисты стремились формально «отстегивать» ноты, не понимая, что есть традиция и культура американского мюзикла, а мюзикл – это искусство другого континента, пропитанная свингом американского джаза. Сегодня, слушая это сочинение а Северском театре этого ощущения нет и в это огромная заслуга главного дирижера театра Владимира Игоревича Сапожникова. Видна его подробная работа с каждой деталью оркестровой звучности, с хором и, конечно с солистами.

Восхищает художественное качество звучания главной героини Долли в исполнении народной артистки России Людмилы Травкиной. Ее голос поражает тембровой многоликостью: он, то предельно напорист, то нежно мягок, то, вдруг лукав и главное звучность его полнокровна во всех диапазонах.

Прекрасны ее ноты в запредельно высоком регистре, легко и не принужденно покрывающий и хор, и оркестр, звучащий на три форте.

Сценическое поведение актрисы деликатно и лишено традиционного для оперетты звездного апломба. Видна колоссальная работа с режиссером – постановщиком И.Черкашиным в отделке монологов, в отделке жестов и мизансцен, в уточнении сквозного действия роли, в отборе предлагаемых обстоятельств. Надо сказать, что такая подробная режиссерская работа чувствуется в работе с каждым персонажем и это принесло свои плоды.

Актрисе Л.Травкиной удалось создать незабываемый образ мягкой и светлой женщины, по- русски чистой и отзывчивой, в корне меняющей представление об этом американском шедевре. Перед нами Многофункциональная актриса, умеющая не только петь, говорить в образе, но и двигаться как заправская балетная актриса. Часто ли такого мастера встретишь на русской сцене сегодня?

Горас Вандергейдер Заслуженный артист Р.Ф хорош в своей суровой собранности. Им создан образ американца жесткого, расчетливого с неким специфическим чувством юмора. С трудом на глазах публики шло его перерождение в оценки качеств Долли Леви. Порой, кажется, Долли покорила его прямолинейная стойкость целеустремленного человека, и они шли друг к другу трудной дорогой сомнений, разочарований и разногласий, но победила любовь, которую Горас предчувствовал в себе. Как видим образ Гораса яркий пример отличного драматического актера, умеющего своим несокрушимым певческим голосом сражать сердца любителей жанра мюзикл. Его голос во всех диапазонах звучности устойчив и разнохарактерен – играет то жесткими, то лирическими тембрами. Единственное заметание, о котором нельзя не умолчать – эта некоторая невнятность в отношении темпо- ритма, но эта вина режиссуры, исходящая от неверно поставленных сценических задач, что в процессе проката спектакля может исчезнуть.

Обо всех, без исключения персонажах следует сказать немало добрых слов:

Очаровательна Эрмегарда Оксаны Волковой, Ее голос полетен с налетом некой пикантной строгости. Актриса энергична и подвижна.

Эмброз Кемперп Романа Черноуса- наивен в своей принципиальности- его голос полон лирической наивности и напыщенной строгости.

Корнелий Хэкл Рамиля Сафиулина-персонаж яркий, его движения энергичны. Режиссер- постановщик сделал все, чтобы это был незабываемый образ. Его стремительная походка, его образные жесты, заставляют публику с увлечением следить за каждым его появлением.

Голос Р.Сейфулина плотный, с легким налетом металла завораживает публику.

Барнаби Такер- Антона Завьялов приятен в своей немного резкой подвижности. Его точные мизансцены и общий сценический облик говорят об упорной работе режиссера над его образом. Голос артиста отлично пополняет общий букет тембров, звучащих в этом спектакле.

Ирен Моллой в исполнении Наталья Окользяевой –роль, исполненная очаровательной элегантностью и лиризмом. Ее сопрано звучит строго и насыщено и устойчиво во всех регистрах.

Мини Фэй актрисы Эльзы Латыповой персонаж острый , волевой и наивный – ее сопрано искрится легкостью и свежестью.

Необычен в своей роли (Малачи Стэк)артис Сергей Кустов.

Заслуженный артист РФ Анатолий Лившун в роли кучера прекрасный исполнитель характерных и комических ролей украшает своей броской и оригинальной внешностью яркую галерею образов Спектакля.

В короткой статье невозможно рассказать обо все участниках спектакля, однако еще раз скажу, что актерские работы в этом спектакле безусловно удались.

О режиссере- постановщика спектакля следует сказать следующее:

Работа явно удалась, а главное она лишена тех штампов, которые способны превратить хорошую литературную основу в обычный с налетом пошлости спектакль, а современный музыкальный театр хотим мы этого или не хотим стремится стать интеллектуальным.

Умный музыкальный театр – это, прежде всего хорошая литературная первооснова и яркая смелая клиповая режиссура. Театры, берущиеся за столь амбициозные проекты, как «Хелло Долли» всегда стремятся к новой театральности, а значит, могут рассчитывать на уважение публики.

Одно из значительных достоинств режиссера И.А.Черкашина –это клиповый стиль в его режиссуре. Его клиповое мышление он всеми силами стремится передать всем с кем он работает -художникам, балетмейстерам, бутафорам осветителям и конечно актерам. В упрощенном варианте клиповость в его режиссуре это высокий художественный «стеб» над основными театральными законами.

Зритель приходит в театр, чтобы его красиво обманывали. Зритель готов к любой театральной неправде. Театр, особенно музыкальный театр – это в некотором смысле сказка для взрослых, в которой «Правда жизни не есть правда искусства».

Клиповое мышление мало вникает в подробности: ночь, день, сегодня, завтра, Китай, Африка. Важно другое: Мысли, поступки, характеры, конфликт, актеры в предлагаемых обстоятельствах, режиссерское видение авторской идеи, пафос, атмосфера, природа чувств и так далее.

Учитывая все это клиповость в мюзикле стремится к особому способу организации сценического пространства,(сценограф Игорь Лапин) с целью освободить место для других важных составляющий – это движущиеся балетный ансамбль, хор и собственно солисты-вокалисты.

Активное участие в мюзикле балета и движущегося хора не есть дань традиции, а способ через активный видеоряд усилить действенный аспект шоу-продукта.

Возвращаясь к повествованию о мюзикле «Хэлло Долли», скажу, что балетмейстеры – постановщики проекта Светлана Скосырская и Кристина Тагиева блестяще справились с задачей не только силами балета и хора заполнить обширное пространство сцены Северского театра, помогая солирующим актерам, но и создать пластический образ спектакля, создать атмосферу музыкального театра, а как известно атмосфера есть одно из главных предлагаемых обстоятельств.

Танцевальный рисунок хореографов поражает воображение своей остротой, деликатностью и элегантностью. Хореографы стремились из простейших па сконструировать оригинальные комбинации и целые хореографические фразы.

Балет и хор делятся на группы, подгруппы, отдельных солистов, отдельные мужские женские, ансамбли.

Во время дуэта солистов-вокалистов в их звучание могут органично вплестись дуэт солистов балета, вступая с ними в некий диалог, чтобы вдруг удалиться со сцены, уступая место мужскому или женскому ансамблю.

Отлично решена сцена парада на 14 улице! Все ликовало красками и казалось, что на сцене не сто артистов, а целая тысяча.

В заключение хочется поздравить театр с новой яркой премьерой еще раз напомнить:

Театр в городе не только градообразуее предприятие, но еще и по словам Г.Товстоного культурный локомотив экономики.

 

 

 

 

 

 

Борис Синкин

Sinkin.ru Академия современной оперы.

Партнеры