«Мисс Инкогнито» как новая парадигма в понимании

философии современного музыкального театра

 

Уважаемый Театр!

 

При прочтении либретто может показаться странным, что сюжет «Мисс Инкогнито»

основывается на необычном переплетении традиций классической оперетты («Принцесса

цирка», «Фиалка Монмартра» и «Веселая вдова»), политического фарса, бродвейского

мюзикла и пуччиниевского веризма (веризм Пуччини, как Вы знаете отдельная «песня» в

современном музыкознании).

Можно справедливо заметить, что подобный литературный синтез внутри собственно

музыкального синтеза давно апробированный художественный прием, усиливающий

интригу в сюжете, придающий зрелищу особый театральный шик, усиливающий пафос

музыкального театра за счет насыщения музыкальной ткани элементами современного

драйва, и за счет привнесения в музыкальную драматургию глобального звукового потока

(солисты, хор, оркестр) конфликта между элементами массовой музыкальной культуры и

величием пуччиниевской оперной эстетики.

 

Я уже где-то упоминал, что по выражению А.Глазунова, назвавшего оперетты

Кальмана и Легара продолжательницами традиций веристов, и, следовательно, очень

многое в музыке Пуччини как носителя высших традиций этой оперной культуры

(А.Карс) родственно нововенской оперетте, и это значит, что синтез или слияние этих

музыкальных направлений вполне органичен.

Однако сказанное выше, лишь весомо дополняет главное - авторскую свехзадачу: «Хочу,

что бы Миром правила власть музыки и любви, ибо все прочее, политика и деньги это

мирская суета»

Эта главная мысль мюзикла звучит и в музыкальных номерах и в прозе:

Эдвард: «…политик может гораздо меньше, чем поэт или музыкант…»

Тони: «…Упиваясь пеньем в душной ложе

Музыкою душу исцелять».

Флория: « А музыка дарует нам любовь,

Рождая чувства, чувства – мысли,

И чувства обретают форму слов –

Любовь и музыка основа всех основ.

…Запомни Эдвард – я твоя музыка! Я сделаю тебя счастливым!»

Голос Пуччини: «Ты не одинока, Эмма – у тебя есть музыка, музыка умеет вознаграждать

тех, кто служит ей…» или «…пой для людей, пой свою музыку найдя ее в моей и тогда

каждый, кто услышит твой голос найдет в нем свою единственную и неповторимую

музыку».

 

В хорошем либретто, как и в драматической пьесе, авторская сверхзадача не лежит на

поверхности, а «дразнит» воображение режиссера, дирижера и актеров неожиданными

проблесками, как бы меткими выстрелами из-за надежно замаскированного укрытия.

Сюжет «Мисс Инкогнито» накрепко привязан к событиям 1933года, к пику популярности

оперной музыки Пуччини и венских оперетт Кальмана и Легара, последний предлагал

Пуччини всевозможные варианты сотрудничества, но первая мировая война разрушила

все планы, что не помешало Пуччини написать и поставить в 1916году комическую

оперу «Ласточка», либретто Дж. Адами на сюжет А.Вильнера и Г.Райхера. Эта опера, по

мнению многих музыкальных критиков, оказала серьезное влияние на развитие венской

оперетты, не случайно Ф. Легар подал на Дж. Пуччини в суд, обвиняя в использовании

его (Легара) идей, легших в основу этой оперы.

 

Как видим политика, людские судьбы, музыка Пуччини Кальмана и Легара в 1933

году были неотделимы друг от друга; Пуччини, Легар и Кальман так или иначе были

связаны в своем творчестве с традициями веризма в европейском музыкальном театре,

прогрессивной тенденцией не только для середины 20 века, но и сегодня. Доказано,

что оперные композиторы 20 века, не развивая традиции джазовой культуры, Бизе,

Верди, Чайковского и Пуччини загнали музыкальный театр в тупик ( «Порги и Бесс» Дж.

Гершвина 1930год - единственное эпохальное событие в истории оперы 20века).

Сюжет «Принцессы Цирка» Кальмана к моменту первой постановки в 1930 году, уже

прошел «огонь, воду и медные трубы» в творчестве многих авторов начиная от Дюма-

отца («Граф Монте Кристо», прокручивая внутри исходной сюжетно- фабульной

конструкции не мыслимое количество вариантов и молодой В.Набоков в берлинский

период своего творчества (для варьете-программ) не раз обращался к этому сюжету.

Эмма фон Мекк-Фраччи – прототип политической авантюристки Надежды Плевицкой,

известной русской певицы, замешанной в громком деле о похищении, по заданию НКВД

генерала Миллера, председателя Русского Общевоинского Союза. Она же (Эмма) в

некотором смысле прототип знаменитой примадонны Метрополитен Опера, партнерши

Э.Карузо.

 

В.Набоков, вводя во фривольно – фарсовый сюжет мотив политической интриги

максимально усиливает драматическое напряжение киносценария (Голливуд,

прим.1943год), но фильм по этой работе так и не был снят по причине большого

количества в сценарии непристойных эпизодов.

 

Заслуга автора либретто мюзикла «Мисс Инкогнито» В.Иванова в том, что в содружестве

с автором музыки, Вашим покорным слугой была придумана развернутая лирическая

линия, включены новые персонажи, наделенные яркими характерами, изменены имена

и почти все мотивы поступков и очень важно – введена мистическая надстройка в

виде «голосов с выше» Пуччини и Адольфа Гитлера. Образ главной героини также

окрашен мистикой; Эмма по сюжету В.Иванова вынуждена скрывать свое настоящее имя,

отсюда и название мюзикла - «Мисс Инкогнито».

 

Иными словами от исходного авторского текста не осталось и следа, кроме названия мета

действия Монте Карло и атмосферы той эпохи, тревожной и бесшабашной в ожидании

надвигающейся катастрофы, связанной с нацизмом в Европе. Кстати сказать, именно

это делает пьесу супер – актуальной, не только в свете последних событий. Сегодня,

как и перед второй мировой войной, человечество ощущает надвигающиеся проблемы.

 

Либретто создано в прошлом году, а уже в этом году обозначились признаки кризисов и

война на Кавказе это подтверждает.

Тема веселья на краю гибели неоднократно высвечивалась в литературе, театре и в кино.

Если вспомнить киномюзикл «Кабаре» с Л.Минелли, то это яркий образец

американизированной версии этой темы: захватывающий сюжет, агрессия, политика,

проблема сексменшинств, еврейский вопрос, стремление к успеху и благосостоянию, но

нет главного – всепоглощающей лирико-эротической линии, важнейшей составляющей

для русского музыкального театра, позволяющей композитору создать сквозной

музыкальный контр - сюжет.

 

Отсутствие сквозного музыкального действия трагедия многих (почти всех) сочинений

для музыкального театра.

Трагедия многих оперетт Кальмана и Легара в гиперболизации лирической линии вне

возможности опереться на авторскую сверхзадачу, так, как она практически отсутствует

и обрекает театры уповать на лобовую режиссуру или псевдотеатральную зрелищность.

Выход из сложившейся ситуации в применении технологий мадаптационного

переосмысления традиций, что мне кажется, в полной мере удалось нам в «Мисс

Инкогнито».

 

Если две арии Каварадоси из оперы «Тоска» Пуччини в мюзикле оставлены вне

прикосновенности и всего лишь украшены элементами современного драйва, доминируя

в музыкальном портрете главной героини, то принципы мелодизма Кальман взятые нами

за основу, коренным образом, до неузнаваемости переосмыслены.

Повторяю, можно было бы обойтись без музыки Пуччини и Кальмана вообще, и сочинить

оригинальную музыку – я это умею делать: «Госпожа министерша» и «Амок» свидетели

этому, но в данном случае художественная достоверность неодолимо требовала

присутствия музыки названных авторов, как музыкального атрибута тридцатых годов 20

века, как музыкального символа той эпохи, но в переосмысленном виде, отражающим

слушательские ожидания современной публики.

 

Обобщая сказанное необходимо сказать, что мюзикл (или оперетта) «Мисс Инкогнито»

объединяет в себе достоинства классической оперетты, бродвейского мюзикла и лучших

традиций русского музыкального театра.

 

В предлагаемом сочинения нет места всевозможным не «сценабильным» эпизодам,

созданы многовариантные предпосылки для определения режиссерской сверхзадачи и

для неоднозначной трактовки сквозного действия в режиссерском и актерских решениях.

Возможные неудобства в вокальной строке партитуры могут быть легко устранены одним

нажатием «нужной кнопки» на компьютере.

Нотный материал, посланный Вам, уважаемый Театр, всего лишь дирекцион, изучив

который можно прийти к окончательному решению по составу оркестра и тональностям.

Партия хора в данном черновике партитуры иногда (в номере 2 «Тони и кордебалет»

выписана в партии деревянных).

 

Струнная группа выписана в двух ключах: в скрипичном только партия 1скрипок, в

басовом 2 скрипки, альты и виолончели.

Четырехголосные и восьмиголосные аккорды медных (для обертональной насыщенности

в компьютерном звучании) успешно заменяются смешанными аккордами в широком

расположении из четырех и шести звуков.

Дерево выписано по такому же принципу.

Прошу прощения за сумбурное послание

 

С уваженим Б.Синкин.

Партнеры