Нижегородский государственный педагогический университет

Нижегородский государственный лингвистический университет
имени Н.А. Добролюбова

Университета Российской академии Образования

(Нижегородский филиал)

Нижегородский государственный академический театр

оперы и балета имени А.С. Пушкина

 

 

 

 

 

Проникновение в тайны театра….

 

О результатах проекта

«Театр-образование»

в театральном сезоне 2007-2008 года

 

 

Нижний Новгород

2008

 

 

Нижегородский государственный педагогический университет

Нижегородский государственный лингвистический университет
имени Н.А. Добролюбова

Университета Российской академии образования

(Нижегородский филиал)

Нижегородский государственный академический театр

оперы и балета имени А.С. Пушкина

 

 

 

 

 

 

Проникновение в тайны театра….

 

О результатах проекта

«Театр-образование»

в театральном сезоне 2007-2008 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2008

 

 

ББК 71

П - 78

 

 

Проникновение в тайны театра. О результатах проекта «Театр-образование» в театральном сезоне 2007-2008 года. – Н. Новгород:-Изд-во-------, 2008. – 48 С.

 

 

 

В сборнике представлены первые результаты нового направления в осуществлении многолетнего проекта «Театр-образование». Данное направление было открыто в театральном сезоне 2007-2008 г. Это совместный проект Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина и трех вузов Нижнего Новгорода: Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова, Нижегородского государственного педагогического университета и Университета Российской академии образования (Нижегородский филиал), который заключается в том, что студенты были допущены ко всем этапам рождения спектакля: от знакомства с эскизами декораций и костюмов – до премьеры. Их роль не была пассивной, они писали статьи, активно обсуждали процесс работы над спектаклем, задавали вопросы, высказывали предложения – все это являлось полезным не только для студентов, но и для театра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театральных критиков выращивают в оперном театре

 

25 сентября 2007 года стартовал проект Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина по подготовке театральных критиков, в котором участвуют студенты УРАО, НГПУ и НГЛУ. Гостей приветствовали директор театра, заслуженный работник культуры России, лауреат премии Нижнего Новгорода Анна Дмитриевна Ермакова и приглашенный театром для постановки оперы «Пиковая дама» режиссер из Санкт-Петербурга Вадим Георгиевич Милков. Со стороны вузов курируют проект: заведующая кафедрой филологии и журналистики НФУРАО, кандидат педагогических наук Варвара Михайловна Капацинская, заведующая кафедрой культурологии НГПУ, доктор филологических наук, профессор Вера Алексеевна Фортунатова, заведующая кафедрой философии и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова, доктор философских наук, профессор Елизавета Петровна Савруцкая.

 

На этой встрече Анна Дмитриевна рассказала о роли каждого в предстоящем проекте. Режиссер работает с труппой, актеры репетируют, а студенты наблюдают за чудом рождения сценического мира. Театральный рецензент должен знать больше, чем просто зритель. Поэтому группе начинающих критиков было разрешено проникнуть в мир закулисья. Увидеть процесс рождение спектакля, разобраться в средствах достижения замысла постановщика, оценить старания и труд причастных (к постановке) лиц. Оперный спектакль – это сложное явление, которое включает труд людей разных профессий, задача рецензента увидеть работу каждого в отдельности и финальный результат на сдаче спектакля. Для достижения качества и признания спектакля нужны профессионалы не только на сцене и в театральных цехах, но и в зале, и на страницах прессы.

Участников программы приветствовала Вера Алексеевна Фортунатова. Студенты педагогического университета двенадцатый год постоянный зритель театра с уже сформировавшейся театральной культурой. Рецензирование театрального спектакля требует от студентов подготовленности, это работы не только на уровне внутренней рефлексии, а на уровне осмысления в виде текста.

Режиссер Вадим Георгиевич Милков на встрече поделился своим видением спектакля. В своей постановке он хочет передать эмоции героев так, как он себе их представляет сейчас в современное время. Сегодняшний Герман, попав в спальню к Лизе, не теряется, ведет себя страстно и эмоционально. Несмотря на это цель постановки передать главную идею Чайковского, которая отличается от пушкинской. Герман Чайковского не похож на холодного и расчетливого Германа Пушкина. Он пылкий, романтический герой с сильными страстями и огненным воображением; он любит Лизу, и лишь постепенно тайна трех карт вытесняет ее образ из сознания Германа. Предавший любовь, погубивший Лизу, ставший причиной смерти старой графини, лишивший счастья Елецкого, окончивший свой жизненный путь самоубийством, был прощен Богом.

Сегодня можно увидеть, над чем работал режиссер, что у него получилось, и почитать рецензии студентов на сайте НГПУ, что получилось у них.

Интересно узнать подробнее о проекте у его идейного вдохновителя директора театра Анны Дмитриевной Ермаковой.

- Анна Дмитриевна, расскажите, как пришла идея этого проекта?

- Этот проект есть логическое продолжение уже существующих и успешно функционирующих отношений театра с вузами города. Сложились прочные традиции в сотрудничестве с педагогическим университетом, абонементу НГПУ «Театр-образование» в этом году двенадцать лет. Давно идет комплексная работа теоретического осмысления процессов восприятия театрального искусства обществом, в которой участвуют студенты и преподаватели УРАО. В 2007 году было решено расширить работу. Возобновили утерянную связь с лингвистическим университетом. Организовали не просто просмотр спектаклей, а открыли святая святых, пустили неравнодушных людей в творческую лабораторию театра. Провели встречи студентов с режиссером, дирижером, художником спектакля. Беседы с этими людьми, посещение репетиций и закулисья позволит глубже почувствовать и понять спектакль. Когда своими глазами студенты видят первоначально только эскизы костюмов, декораций к спектаклю, потом знакомятся с работой театральных цехов, видят на репетициях, какой это сложный труд для исполнителя, то восприятие спектакля происходит более качественно. Сегодня в средствах массовой информации превалирует поверхностный взгляд на спектакль и театральное искусство. Своей работой мы хотим помочь студентам стать театральным зрителем и создавать грамотные театральные рецензии. Журналисты всегда были представителями интеллигенции, в традициях которой принято влиять на вкусы масс. Репертуар театра оперы и балета состоит из классических произведений, которые обращены к вечным темам во все времена. Важно профессионально писать о спектакле, чтобы помочь зрителю в восприятии театрального искусства. Заинтересовать его и приблизить к ценностям красоты, любви, творчества.

Первым этапом работы проекта было постижение тайны оперного спектакля «Пиковая дама». Вторым этапом, который начинается 20 декабря и закончится премьерой 27 марта, станет постижение тайны балетного спектакля «Лики любви. Казанова». Результаты студенческой работы будут опубликованы в сборнике.

- Есть ли в нашем городе Вами уважаемые критики?

- Конечно, есть. И не мало. С. П. Чуянов, Г.П. Симанская, И.Д. Ромашина (Мухина), В.Н. Романова. Это очень глубокие и образованные люди.

- Анна Дмитриевна, Вы человек, которому равно близко и театральное искусство и образование. Как в работе одна сфера помогает другой?

- Подготовка артменеджеров в УРАО требует быть на острие теоретического осмысления практической деятельности. Работа в вузе очень много дает, помогает постигать биение молодых сердец и дает возможность смотреть на мир их глазами, через их души. Взаимодействие науки и культуры гармонично развивает интеллект, разум и душу, чувства. Общение со студентами позволяет остро ощутить сегодняшнее время. Из всех вузов изолированно от театра стоит университет им. Н.И. Лобачевского. Мне кажется, что его студенты остаются недостаточно приобщенными к искусству оперы и балета.

- В современном мире все очень динамично изменяется. Театру нужно оперативно овладевать новым инструментарием, чтобы воздействовать на зрителя?

- С развитием информационных технологий человек, к сожалению, не стал лучше. Он стал более закрытым, и более подвержен влиянию массовой культуры. Юное поколение тяжело воспринимает живой голос, его удивительные возможности, которыми обладают профессиональные оперные исполнители. Оно привыкло к тому, что показывают по телевиденью, к фонограммным записям и цифровым обработкам. Информационный век – это инструментальное улучшение качества жизни, но глубинные процессы в человеке остаются прежними. С развитием компьютерных технологий, человек начинает забывать о своих естественных возможностях голоса, заложенных самой природой. Оперный театр возможен только при живом пении. Театр возвращает человека к высокой культуре. Делает это с чувством уважения к зрителю. В Германии на спектакле зрители сидят с партитурой и следят за игрой. Наш зритель другой, он более эмоционален, но и в нашем зале может оказаться один рациональный зритель, который сидит с партитурой в руках. И мы не должны обмануть его ожидания. Внутренняя жизнь театра повернута к учету интересов публики. Статьи театральной критики не только нам дают обратную связь, они подготавливают зрителя, настраивают его на определенные ожидания.

- Есть ли помощь и поддержка со стороны организаций, администрации города?

- Проекты, которые мы организуем, уникальные для Нижнего Новгорода и для театра. Никто не проводит такую работу, которую делает наш театр. Конечно, мы можем это делать только с привлечением заинтересованных людей. У нас широкий ряд контактов с организациями. Это элемент клубной работы, чтобы и в обычные дни люди стремились сюда, обсуждали интересные проблемы.

 

Во время нашей беседы в кабинете были представители пенсионного фонда, у них в этот день проходила предновогодняя театральная встреча с пенсионерами. Они эмоционально рассказали о совместной работе с театром. После разговора, я спросила у Анны Дмитриевны, какую ее фотографию можно поместить в газете. Она удивилась и сказала: «Зачем? Я не герой проекта, я слуга проекта. Для меня важнее успех проекта, чем личные дивиденды. С годами дело становится важнее личностной причастности к нему. Для меня результат, когда я вижу восторг и радость в глазах зрителей».

Желаем театру завершения проекта с высокими результатами, заинтересованного зрителя в зале и грамотных критиков в прессе!

 

Зорина Н.В.,

преподаватель кафедры культурологиНижегородского государственного педагогического университета



Заражение творчеством

 

В. А. Фортунатова, д.ф.н., проф. заведуюшая кафедрой культурологии Нижегородского государственного педагогического университета

 

«Мы хотим созидательных перемен!» Так можно дополнить знаменитую строку из песни прошлых времен. Это желание пронизывает наше общество, уставшее от перемен разрушительных…

В классическом искусстве сегодня тоже две противоборствующие тенденции: «взгляд сверху», с высоты наших дней, тех истин, которые открылись в XIX веке, тех возможностей, которые предоставила цивилизация, и «взгляда изнутри», когда хочется понять тайну гения из глубины ее созревания, когда пошагово, поэтапно идет разъятие чуда, чтобы понять, наконец, почему оно никогда не повторится вновь, почему оно так редко, а в наши дни практически совсем исчезло. Второй путь соотносится с образовательными задачами современности. Как выращивать гениев?

Почему современная эпоха потеряла заразительность талантов, как это было во времена Ренессанса, когда один гений продуцировал появление вокруг себя множества других гениев или первоклассных талантов?

Не исключено, что причина таится в сокральности законов мастерства. А их постижение лучше всего начинать в молодости, поскольку пластичен ум и подвижны собственные возможности. И нужно постигать их не по учебникам и описаниям учителей, а в непосредственной близости с Мастером, как во время средневековья, когда слово «ремесленник» не имело того негативного смысла, который мы вкладываем в него сейчас.

В этом суть того нового направления в осуществлении многолетнего проекта «Театр-Образование», которое было открыто в театральном сезоне 2007-2008 г. директором театра оперы и балета А. Д. Ермаковой.

Маршрут этого направления был выбран более чем достойный – новая постановка «Пиковой дамы» на сцене театра.

«Пиковая дама» - давно уже не просто спектакль, а культурно-национальный концепт, ядро которого образовано современным русским гением – именами А. С. Пушкина и П. И. Чайковского. Был и такой классический период в истории отечественной культуры (а не только Италии!), когда русские гении не соперничали друг с другом, а вдохновлялись силой и мощью. Другого, создавая удвоенные, утроенные по степени гениальности шедевры.

Суть нового направления в театрально-образовательной деятельности театра и сотрудничающих с ним вузов (НГПУ, НГЛУ, УРАО) состояла в том, чтобы студенческие «театралы» прошли пошагово от рождения замысла, сформулированного режиссером В. Г. Милковым на первой встрече, через все промежуточные этапы до финальной встречи в зрительском зале.

От студентов требовалось немногое – послушать эти занятия-встречи и поделиться собственными впечатлениями более внятно и членораздельно, чем это происходит на коллективных обсуждениях спектаклей.

Кажется, это получилось. В педуниверситете к студентам присоединились аспиранты кафедры культурологии. Последним, кстати, свои впечатления оказалось почему-то труднее, чем выразить научную идею своей диссертации в очередных «тезисах» или ваковских публикациях.

Наука у нас все активнее отодвигается от творчества, работая больше на своих представителей.

Из представленных материалов мне особенно понравился отклик Стаси Ковановой. Эта студентка еще только перешла на третий курс филологического факультета НГПУ, но уже заявила о себе свежестью восприятия, молодым воодушевлением, увлеченностью своей профессией. Когда я думаю, чем отличается ее интерпретация «Пиковой дамы» от других, то понимаю, что она выступает как со-трудник, со-творец, со-товарищ, со-умышленник, со-участник спектакля. В этом и была главная цель нашей работы.

В остальных суждениях преобладает тот самый «взгляд сверху», о котором я говорила вначале. Подобная позиция сформировалась еще в те времена, когда театральный коллектив ставил спектакль, а зритель его «судил» из зала.

Времена изменились. И «судья»-зритель сбежал из театра, оставив за собой пустые места. На них должны прийти те, кто сможет грамотно сформулировать свое мнение, высказать свое несогласие, передать свое понимание, т. е. принять участие в творческом процессе.

А каково мое мнение о «Пиковой даме» - спросите вы?

Мне было очень интересно. В моей жизни было уже много «Пиковых дам» и сложился в сознании определенный образ этого спектакля. Он не совпал с тем, что я увидела сейчас.

Я знаю, что это гениальное произведение в разных ракурсах выдвигает то триаду «Тайна – сила – катастрофа», то «Деньги – любовь – несчастье», а Герман представал то как одержимый фанатик, то как маленький Бонапарт, то как влюбленный юноша.

Я вижу связь Германа с Ленским из «Евгения Онегина». Один немец, другой вернулся с геттингенской душой в Россию. Один олицетворяет немецкий порядок, наделенный почти мистическим ореолом, другой – сентиментальность и ранимость. Оба они, по мнению Пушкина, составляли суть немецкого характера.

В постановке В. Г. Милкова разработана новая триада «Деньги – секс – безумие». Бесспорно, она более современна и вписана в «злобу дня». Но Лиза тогда предстает мещаночкой, ожидающей хоть какого-нибудь жениха (не соглашусь здесь с трактовкой этого образа у И. В. Макаровой), а Герман – неудачником-авантюристом, которых наше время дает во множестве.

Что же касается секссимволов эпохи, о которых наш современник знает с «младых ногтей», то они и вовсе разрушают лирическое начало, столь необходимое при восприятии музыки П. М. Чайковского.

Но понять творческую интенцию В. Г. Милкова я могу. Сама сталкиваюсь почти ежедневно с опасением, что мои студенты могут списать вечные чувства в архив.

Что делать. Культура, искусство, поэзия, по мнению нашего общества, не являются необходимыми в погоне за успехом, сытостью, простотой, которые пытаются объявить основными задачами образования молодежи.

Хорошо, когда этому мейнстриму противостоит альтернативное движение людей, понимающих и сохраняющих знания вечных истин. Важно, чтобы таких людей становилось больше. Направление «Творческая лаборатория» в рамках театрально-образовательного проекта успешно решает эту задачу.

 

 

 

 

 

 

 

Координатор проекта «Театр-образование»

- душа атмосферы театра в вузе

 

Глухова Т.И., к.ф.н., доцент кафедры массовых коммуникаций Нижегородского филиала Университета Российской академии образования

 

Вера Алексеевна Фортунатова – человек творческий, поэтому ее деятельность проявляется в разнообразных сферах, в частности в создании нового направления в деятельности НГПУ – театропедагогики.

Будучи большим любителем театра, она сумела захватить этим увлечением огромную массу студенческой молодежи не в одном поколении, воспитав театральную публику с определенными взглядами, чувствами, поведением, социально важными качествами.

В этом году проекту «Театр-образование» в педагогическом университете исполняется 12 лет. Это дата - не юбилейная, но все сошлось таким образом, что именно сейчас появилось желание подвести итоги театроведческой деятельности в вузе: почему бы нет?

Начинался проект с сотрудничества с одним театром – Нижегородским государственным академическим театром оперы и балета им. А.С.Пушкина, а затем такие же формы сотрудничества постепенно распространились на другие театры города (Нижегородский государственный академический театр драмы, Нижегородский театр «Комедiя», Нижегородский государственный академический театр кукол), с которыми вуз сотрудничал в разное время.

Здесь следует особо отметить ту неоценимую поддержку, которую оказал при воплощении проекта в жизнь проректор НГПУ – доктор философских наук, профессор Виктор Андреевич Глуздов. «Своевременное внимание к творческой инициативе, отличающее стиль работы этого руководителя, способствовало появлению многих значительных перемен к лучшему во внутривузовской жизни НГПУ, а абонемент «Театр-образование» является настоящим объектом внимания ректора, хорошо осознающего, что без эстетического компонента вузовской профессиональной программы подготовить хорошего учителя практически невозможно», - говорит о его роли в проекте В.А.Фортунатова.

Итак, проект потребовал организационного воплощения. К каждому сезону создавались абонементы, дизайн которых продумывался самым тщательным образом. Абонементы художественно оформлялись, из многих возможных высказываний о театре в качестве эпиграфа выбирался наиболее соответствующий данному моменту.

Абонементы воспитывают организованность зрителей – спектакль планируется на определенное время, к нему нужно готовиться, на него можно настраиваться заблаговременно.

В вузе была создана «Театральная гостиная», стенды которой отражают театральную жизнь города и особенности его социокультурной среды. Здесь же можно познакомиться с репертуаром театров, с рецензиями студентов на спектакли абонементов в литературной и образной форме. Студенты владеют не только пером в выражении своих впечатлений, но могут и нарисовать их на листе бумаги в виде графики и акварели. Очень часто работы студентов выполняются на профессиональном уровне под руководством к.ф.н., доцента кафедры культурологи НГПУ Ольги Николаевны Щепиной.

Перед спектаклями ведущими дается вступительное слово, которое помогает расширить восприятие спектакля в культурном контексте времени его создания и последующего существования на сцене. В роли ведущих выступают аспиранты и преподаватели кафедры культурологии НГПУ. Сейчас уже можно говорить о целой когорте театро-ведущих: Наталья Новикова, Ирина Лукичева, Евгения Фролова, Евгения Волохова, Вера Белоглазова, Надежда Трофимова, Надежда Зорина и др. До просмотра спектакля они осуществляют большую работу по вхождению в исторический контекст создаваемого на сцене спектакля. Своей осведомленностью они поднимают восприятие спектакля на более высокий уровень – он становится элементом общей культурной жизни зрителя. Сами ведущие несут в себе часть высокой культуры, поскольку заранее проработали значительный объем литературы по данному произведению, посмотрели его, составили свое мнение о нем, познакомились с закулисной жизнью театра, прониклись духом театра. В процессе такой творческой работы происходит расширение представлений о театре самих ведущих, они приобретают новые качества в понимании театральной жизни и поэтому становятся посредниками между театром и зрителем. Необходимо отметить, что все ведущие являются учениками научной школы заведующей кафедрой культурологии, доктора филологических наук, профессора В.А.Фортунатовой, объединившей большой коллектив своих воспитанников и единомышленников в стремлении изучать и преподавать культуру.

Вера Алексеевна всегда большое внимание уделяет созданию праздничной атмосферы при посещении театра преподавателями и студентами. Естественно, что ведущие одеты с особенной тщательностью: внимание к костюму – обязательное условие пребывания на сцене. В день посещения театра и преподаватели, и студенты одеваются по-другому, что придает особый настрой на общение с театром. «Театр начинается с вешалки» - это устоявшееся словосочетание отражает то обстоятельство, что мелочей при посещении театра не бывает, потому что мелочи определяют повседневность, а повседневность – это наша каждодневная жизнь.

Знакомство с театром не заканчивается посещением спектаклей. Кафедрой культурологии систематически организуются встречи с деятелями театров города (артистами, заведующими литературной частью театров, заместителями директоров театров). В числе многих программ можно особенно отметить творческие встречи с В.Вихровым, А.Мюрисепом, В.Никитиным, Е.Суродейкиной и др. Заседания кафедры часто сопровождаются сообщениями о деятельности театра драмы, которые представляет опытным и молодым коллегам заведующий литературной частью театра Вячеслав Ильич Жучков. Его беседы отличает особый подход литературного критика, глубоко знакомого с театральной жизнью и выступающего в качестве члена жюри в престижных театральных конкурсах.

Работа кафедры культурологии не ограничивается знакомством с жизнью театра в его стенах. Многие из преподавателей изучают тему влияния театра на формирование личности в своей педагогической и научной деятельности. Это способствует и профессиональному росту педагогических кадров, и упрочению связей с театрами и учебными заведениями города, в том числе и школами. В вузе складывается приверженность новому научному направлению – театропедагогике. Прикладной характер его проявляется в работе с учащимися школ во время педагогической практики. Учащиеся приглашаются на конференции в НГПУ для обсуждения спектаклей с педагогами, занимающимися этой сферой (так происходило, например, при совместном обсуждении учащимися школ и преподавателями вуза спектакля «Бедность – не порок», показанного на сцене ТЮЗа, когда речь шла о выявлении театральных методов создания образов). И надо отметить, что эта форма работы плодотворна как для учащихся, так и для молодых преподавателей.

Роскошью общения можно назвать студенческие конференции, которые организуются кафедрой культурологии (например «Универсальные модели культуры» - 21.04.2008), привлекающие внимание наиболее интеллектуальной части студенчества. Многие сообщения на конференции были посвящены роли театра в воспитании личности.

Завершающим этапом подведения итогов театральной работы в НГПУ стала презентация альбома, посвященного 12-летней работе кафедры культурологии по внедрению проекта «Театр-образование» в жизнь вуза (22.04.2008). Альбом – прекрасная творческая идея, блестяще осуществленная аспирантом кафедры культурологии НГПУ Надеждой Зориной. Искусно подобранный и оформленный материал позволяет судить об эстетических пристрастиях координатора проекта – активного, творческого, всегда находящегося в поиске новых идей, но в то же время очень ответственного, организованного и требовательного человека – В.А.Фортунатовой. На презентации присутствовали заместители директоров многих театров, с которыми сотрудничает НГПУ (С.И.Ларина, А.Ю.Ежов, М.Ю.Кузнецова и др.) Во внимании к проекту «Театр-образование» со стороны театров также можно видеть знак его общественной значимости, результативности и раскрывающихся возможностей.

Необходимо сказать, что Вера Алексеевна сплотила вокруг себя людей творческих и постоянно растущих, иначе и не могло быть – ведь такой проект и в таком воплощении, которое зримо представлено внимательному наблюдателю и участнику проекта – мог стать лишь результатом коллективной работы всех членов кафедры. Каждый, выполняя свои личные обязанности, способствовал развитию дела общественной важности. Проект дал возможность каждому его участнику проявить себя в разных свойствах личности. Осуществление проекта стало условием культурного роста студентов. Благодаря активному влиянию на студенческую молодежь театр воспитал признательную и благодарную публику, эстетически развитую и обеспечивающую театру уверенность в важности его духовной деятельности в обществе.

Инициатива координатора проекта «Театр-образование» в НГПУ В.А. Фортунатовой получила признание студенчества, преподавательского коллектива и городской общественности – и это важный итог ее работы в сфере театропедагогики.

 

 

 

Герман, прощенный богом…

«Пиковая дама». Нижегородский театр оперы и балета

 

Зорина Н.В., преподаватель кафедры культурологиНижегородского государственного педагогического университета

 

26 октября в театре оперы и балета прошла премьера оперы «Пиковая дама». «Обращение к произведению Пушкина - не случайный выбор, - как сказала директор театра Анна Дмитриевна Ермакова. - Во-первых, нижегородский театр назван его именем. Во-вторых, принципиальная позиция театра - работа с оперными образцами высокой классики, а не слепое следование моде и массовому спросу в шоу-представлениях». У руководства театра большие ожидания от постановки. Связаны они с тем, что возглавляют работу над спектаклем режиссер из Санкт-Петербурга Вадим Милков в паре с главный дирижером Нижегородского театра оперы и балета Евгением Шейко. Художник-постановщик Виктор Вольский и художник по костюмам Рафаил Вольский приглашены из Большого театра.

Музыкальный и литературный материал «Пиковой дамы» достаточно сложный: от любовной коллизии до духовного и нравственного падения и самоубийства. Тем не менее, содержательная сторона оперы, ее мистический характер, всегда притягивает к себе внимание человечества. В истории Нижегородского театра оперы и балета это шестая постановка. Соединение тем азартной игры, в момент которой человек теряет над собой контроль, перестает себя осознавать, и мистики, когда в действие вступают сверхъестественные силы, заканчивается трагически для главного героя Германа, который ставит на кон последнее - свою жизнь. Тема мистики сложна не только для драматурга и композитора, постановщика и исполнителя, а также и для зрителя. По словам Евгения Шейко, с некоторыми произведениями, к которым относится «Пиковая дама», можно работать только после сорока лет, достигнув зрелого состояния. Творческий коллектив постановщиков уверен в своих силах, работая над новой постановкой оперы Чайковского.

Герман, присутствует на сцене и поет во всех семи картинах, его образ сложен и многогранен, его пение выражает и яркий темперамент и лирическое настроение. Роль Германа требует от исполнителя высокого вокального и драматического мастерства и выносливости. Партию Германа исполняют теноры театра Михаил Ларин и Сергей Перминов.

Возможности современного светооформления и сценодвижения вносят в драматургию динамику и особое впечатление. Неожиданное мелькание призрака (роль графини исполняют Елена Шевченко, Вера Сурикова и Татьяна Гарькушова) в темноте сначала вдали сцены, а потом в центре, рядом с впечатляющей величины креслом, захватывает дух, как на просмотре в кинотеатре фильма-ужастика. Дышит морозным петербургским влажным воздухом шестая картина, где Лиза у Канавки ждет Германа. Холодный синий свет окутывает зал, и зритель оказывается в леденящей синеве Невской набережной. И мурашки по коже то ли от холода, то ли от глубоко драматической музыки и арии Лизы (Нина Товстоног, Аида Ипполитова). Не успеваешь отойти от этого впечатления, как уже идет седьмая картина, Пляшущий хор в игорном доме привносит в спектакль элементы шоу. Стройный хоровод складывается вокруг игрового стола, падая на сцену, как карты в колоде. На репетициях это был один из самых комичных моментов, когда певцы старались увильнуть от падения, но Милков не так просто стал признанным режиссером. Последнее действие тяжелое в содержательном плане - видение Герману призрака графини, страдания и самоубийство Лизы, проигрыш и самоубийство Германа - благодаря динамичному сюжету, великолепной музыки, игровому исполнению и режиссерским находкам проходит на одном дыхании.

Режиссер Вадим Милков поведал, что ставит спектакль так, чтобы донести до зрителя главную идею П.И. Чайковского. Герман, захваченный тайной трех карт и предавший любовь, погубивший Лизу, ставший причиной смерти старой графини, лишивший счастья Елецкого, окончивший свой жизненный путь самоубийством, был прощен Богом. Эту идею он реализует финальной сценой, когда над Германом спускается сверху ангел.

Во время просмотра спектакля зритель любого возраста и стремлений найдет актуальное для себя: кому ближе образ Лизы - любовную историю и предательство, образ Германа - социальную реализацию и вопрос денег, образ графини - мысль о Боге и вечности.

 

 

 

 

Кованова Анастасия

Наверное, самое удивительное в «Пиковой даме» Чайковского то, что люди до сих пор продолжают находить в ней неисследованное, неоткрытое пространство мысли. Написанное композитором, спетое актёрами, сыгранное оркестром, поставленное режиссёром, спроектированное художником и воспринятое зрителями - разные интерпретации художественного мира оперы. И общая картина его зависит не от каждого отдельного звена, а от их взаимодействия.

Декорации создают удивительный симбиоз: общее гнетущее впечатление за счёт цвета (доминантные цвета - чёрный, серый), и открытое пространство - за счёт Невы и неба над Невой. При этом яркие костюмы актёров не кажутся в этой композиции кричащими или неподходящими. Монументальные статуи - точные копии Петербуржских - привязывают действие к месту и времени сильнее, чем смогли бы любые другие упоминания города. При этом складывается впечатление общей огромности пространства. Так, в четвёртой и пятой картинах: огромное кресло и гигантский, уходящий под потолок камин старухи, свет внутри затемнённой сцены, усиливающий впечатление отдалённости. Но при этом пространство именно этих картин локально, ограничено одной комнатой.

Самый удавшийся образ - образ старухи (Гарькушова Татьяна Юрьевна). Он очень уверенно, как по нотам, сыгран, и при этом кажется чуть ли не самым естественным сценическим персонажем. Мистика, которая окружает его появление, ничто, по сравнению с мистикой, вложенной в саму детализацию персонажа, появляющегося не слишком часто, но являющего собой стержень композиции. Удивительно отработано её появление перед Германом в качестве призрака: призрак мерещится всюду, и мерещится не только Герману, но и зрителю: старуха в белом пеньюаре чепчике словно перемещается из одной части сцены в другую, и в итоге оказывается там, где её никак не должно было быть. На то, конечно, и призрак, но зритель, которому предъявили въяве, наглядно, все чувства и впечатления Германа, ошеломлён. Вот это вроде бы мистика, фантастика - но... Но эта картина жива и реалистична, реалистична настолько, что фантастичной её назвать сложно. Кажется, что Герман не сошёл с ума, что это – самое логичное из возможного.

Складывается устойчивое впечатление, что «Пиковая дама» две тысячи седьмого года началась с perpetum mobile - круга, кольца, шара, замкнутости. Круги придают художественной целостности спектакля дополнительную значимость. Начатый с шаров-декораций символ приобретает оттенок напряжённости во встрече Германа с графиней: они ходят по кругу, не отрывая друг от друга глаз, и возвращаются на первоначальную свою позицию. Картины на стенах в комнате Лизы в круглых рамах; в той же картине - весёлый хоровод девушек, не столько сближающий Лизу с Елецким, сколько разъединяющий их, превращаясь в два хоровода. Круг герба в третьей картине, затем в интермедии - постоянные кольцевые композиции балета. Выстроившиеся кольцом участники бала, ожидающие слов распорядителя. В игорном доме уже четыре кольца: два созданы балетмейстером (танцующий хор - кольцо внутреннее и наружное), два -художником. Это круглый стол и круглая люстра над ним. Стол и люстра - смысловой финал композиции; на стол взбирается Герман в момент своего триумфа и там, в момент неудачи, кончает с собой. Словно отгороженный краями стола от всех окружающих, он находится на индивидуальном художественном пространстве, он вознесён и повержен. И тут сквозь люстру спускается ангел, нарушая интимность пространства, в котором погиб Герман, и приобщая его к вечности и прощению.







Большакова Зоя

Часы показывали уже без четверти десять, а по залу все еще раздавались каскады аплодисментов. Браво! Браво! Публика была в восторге! Артисты 5 раз выходили к зрителям, и зал не хотел их отпускать. Все были в восхищении, а я переполнялась гордостью за наш оперный театр.

26 октября в нем прошла премьера спектакля " Пиковая дама". Почему-то я ожидала, что это будет классическая постановка пушкинского произведения. Накануне перечитала его. И ждала мистики и ужасов, приведений и атмосферы страха. Но в нашем театре ставили не Пушкина, а Чайковского.

«В последнее время "Пиковую даму" нередко относят к сочинениям мистического толка. Вероятно оттого, что призрак графини открывает Герману тайну трех карт. Но у Чайковского главное не карты, а любовь. Растоптанные надежды на любовь, на счастье и покой.

Людям свойственно желание проникнуть в тайны потусторонних сфер. Но как только неведомый мир открывается человеку, - для мира реального он становится потерянным. Через смерть или через сумасшествие.

Герман, захваченный тайной трех карт, сходит с ума. Но это не главное в опере. Самое важное, с точки зрения Чайковского, - то, что Герман предавший любовь, погубивший Лизу, ставший причиной смерти старой графини, лишивший счастья Елецкого, и окончивший свой жизненный путь самоубийством и, казалось бы, не имеющий права на прощение и сочувствие, - этот Герман был прощен Богом».

Очень трагична и эмоционально тяжела последняя сцена, когда Герман, мертвый лежит на карточном столе с пистолетом, из которого только что застрелился, а с небес спускается Ангел с крестом в руках.

Ангел как символ всепрощения и чистоты, а в это время церковное пение наполняет зал. Мерцают свечи, и воздух становится, как будто осязаем, стирается грань между зрительным залом и сценой, между актерами и публикой, все замерли при виде чуда. В зале тишина, и только когда закроется занавес, кто- то облегченно вздохнет сзади меня и тихо произнесет - "Грандиозно!".



Алёна Вельтмандер

Вадим Милков и Евгений Шейко поставили в нижегородском академическом театре оперы и балета им. А.С.Пушкина одну из самых гениальных опер русской классики - "Пиковую даму" Чайковского. Спектакль создавался в рамках XXI Всероссийского пушкинского фестиваля оперного и балетного искусства "Болдинская осень".

Изначально было ясно, что работа пойдёт на совершенно ином уровне: оформление московских художников, братьев Виктора и Рафаила Вольских, постановка режиссёра мирового класса, впервые приглашённого руководством театра из Санкт-Петербурга, Вадима Георгиевича Милкова, и главного дирижёра нижегородского театра оперы и балета Евгения Борисовича Шейко.

Приглашение Вадима Георгиевича Милкова руководство театра мотивировало во многом тем, что режиссер попытается в том или ином виде возродить тенденцию легендарных спектаклей. Однако у Милкова оказался свой подход к материалу. В отличие от часто встречающихся режиссёрских задумок, он шел не от Пушкина, а от Чайковского. Перед нами вообще чрезвычайно редкий случай. Обычно, когда режиссер драмы приходит в оперу, то либо предлагает нечто весьма далекое от музыки, либо просто тушуется, минимально обнаруживая свое присутствие. Здесь история иная. Милков приступил к работе, хорошо разобравшись в материале, отдавая себе отчет, что опера и повесть Пушкина - абсолютно разные произведения, и сделав решительный выбор в пользу партитуры.

В "Пиковой даме" для Милкова не важен задний план и точные приметы Летнего сада и набережной Фонтанки, не важны метеорологические явления в виде грозы и хлопьев снега, важно вывести на первый план загадку, мистериальность истории Чайковского-Пушкина - наверное, то, что в наивысшей степени характеризует загадку русской души. Но задуманное режиссером должно быть прочитано зрителем не в буклете, оно должно впитываться с каждым движением артиста, а в случае с музыкой "Пиковой дамы" - с каждой нотой. Донести до слушателя гениальность опуса Чайковского и вместе с тем раскрыть задачу режиссера способны только большие певцы.

Во всех психологических кульминациях видна сопряжённость работы режиссёра с харизматичностью солистов. Такие сцены, как объяснение Лизы с Германом, смерть графини, Канавка, игорный дом, то есть то, чем эта опера славна, решены с режиссерской точки зрения довольно проникновенно. Милков строит графически точные мизансцены, создающие эффект театра теней: квинтет в первой картине ("Мне страшно") как линия крупных планов в кино, танец Графини с закрытыми глазами, белый призрак старухи, щемящий Герман-безумец снимающий шинель.

Хор (который, кстати, даже не совпадая с дирижером, поет очень хорошо) выстроен ровным анонимным фоном, солисты составляют уравновешенные скульптурные композиции, и даже покойная графиня - пиковая дама является Герману в количестве четырёх штук, с равными промежутками распределенных по двум этажам декораций.

Разумеется, особняком стоит роль старой графини - в игре актрисы и властность, которой так хотел Милков, и страх. Самое впечатляющее в Графине - мощь ее воздействия на публику. От замогильных интонаций ее голоса, который в нижнем регистре звучит словно из преисподней, пробирает дрожь. Благородные, изысканно тающие фразы старинной арии, которую она напевает, вспоминая молодость, гипнотизируют, как плавные движения кобры, готовящейся к неожиданному смертоносному броску. Актриса соединяет в своей Графине внешность цветущей светской красавицы и точно найденные гримасы уродливой карги с дрожащими руками и перекошенным лицом. Чувственные интонации любовницы и резкие командные окрики, от которых со страху впадаешь в оцепенение. Актриса сыграла в этой партии не просто старуху, а Даму Пик, реальную и призрачную одновременно - околдованную воспоминаниями собственной молодости, танцующую по вечерам с невидимым кавалером из прошлого и грозно являющуюся в фантазиях Германа.

Феноменальны достижения седьмой картины - Игорный дом кончается отпеваньем, в котором звук доходит до границ своего существования. Красивым и трепетным финалом, сработавшим и музыкально, и сценически, Милков и Шейко все же достигли своей цели - они хотели сделать спектакль, в котором без вычурности и патоки все приводило бы к остро переживаемому сочувствию. И этот эмоциональный трепет как результат совместной работы дорогого стоит.

Если говорить о минусах, уж очень сбивает с толку неправда возрастная между героями. Ну хоть убей, не верится молодым Герману и Елецкому, когда те признаются в любви Лизе, которая годится им в матери, как бы она превосходно ни выглядела и пела. Та же ситуация обстоит и с другими спектаклями театра. Причиной тому служит проблема нехватки кадров в театре.

Настоящая психологическая драма, настоящие чувства, настоящий театр передаёт конечно музыка: все происходит в оркестре под руководством Евгения Шейко. Нежность первого чувства, ужас, боль, страдание, насмешка, страсть, неумолимое движение роковой силы и просветление, катарсис в финале - все это можно почти осязать. Наблюдалось явное соответствие стилей Шейко и Милкова.

Если кто-то предполагал услышать какую-то очень уж необычную музыкальную трактовку, то жестоко просчитался. Шейко вовсе не собирался кого-либо удивлять. Он не принадлежит ни к музыкантам романтического типа, подминающим музыку под себя, ни к тем, кто, пущей оригинальности ради, делает все не так, как у других. Есть лишь сама партитура Чайковского со всеми ее взаимосвязями, подводными течениями и темными безднами.

Евгений Борисович Шейко: "Дирижёр, как хирург, не имеет право на ошибку. Некоторые произведения дирижёр может ставить только после 45-ти. Думаю, мне самое время!"

Вообще происходящее в яме и происходящее на сцене производят впечатление трепетного, и в то же время авантюрно-увлекающего единого дела, где рациональность, грамотность, элегантно-дизайнерское разрешение соседствует с личностным. Почему рациональность? Потому что идейные создатели спектакля изначально ставили перед собой задачу наиболее точно передать замысел Чайковского в первую очередь, Пушкина во вторую. Судя по результату, между двумя маститыми фигурами отношения очень даже сложились!

Евгений Борисович Шейко: "Режиссёр и дирижёр - как супружеская пара. Я работал с разными режиссёрами, с Вадимом Георгиевичем у нас одинаковый подход к сочинению, к постановке. На следующий год планируем поставить "Чио-Чио Сан"". Что ж, будем ждать следующего года.



Жохова Оксана

Когда автор рецензии дает оценку постановке только на основе увиденного во время спектакля, не зная его "закулисья", он оценивает данность, когда же рецензент "прожил" вместе с артистами, постановщиками рождение и становление спектакля, это дает ему возможность оценить не только то, как реализовался замысел, но и то, какими средствами это достигалось, сколько и чьего труда в это было вложено, ведь на сцене - оперные певцы, у пульта - дирижер, а вот режиссер, художники, музыканты, костюмеры и другие создатели театрального действа несправедливо остаются в "тени", хотя без союза профессионалов достичь желаемого результата было бы невозможно.

В данном случае сложился замечательный дуэт-диалог двух постановщиков: дирижера и режиссера. Единство их взглядов на способы решения поставленной задачи, взаимопонимание способствовали успеху. Ими было учтено, что в русских лирико-драматических операх сильный, мужественный характер требует и сильных, мужественных голосов.

В моем зрительском опыте это уже вторая постановка данной оперы: впервые я слушала ее в 2003 году (дирижер - народный артист России, профессор В.Бойков, режиссер - заслуженный артист Отар Дадишкилиани, художник - заслуженный художник РФ Э. Стенберг - Москва, художник по костюмам - Н. Поваго - Москва).

Посмотрев новую постановку "Пиковой дамы", премьера которой прошла в Нижнем Новгороде 26 октября 2007 года, захотелось повторить слова современника поэта Анненкова: "В повести Пушкина есть черты современных нравов, которые обозначены по его обыкновению чрезвычайно тонко и ясно". В ней удалось добиться органического сочетания гениального пушкинского текста, трагического поворота сюжета в либретто Модеста Чайковского, целостности музыкальной драматургии и эклектики в решении петербургского режиссера-постановщика В. Г. Милкова, а также художественности образов, которые созданы благодаря не только и не столько вокальным данным исполнителей, сколько их актерскому драматическому мастерству и современности прочтения трех основных тем оперы: темы графини, темы карт, темы любви Германна и Лизы.

Как правило, оперные певцы сосредоточивают свое внимание больше на "звукоизвлечении", нежели на актерской выразительности, но именно в данном спектакле достигнута гармония голоса и сценической образности. Особенно это удалось, как мне показалось, исполнителям партий Германа (артист театра Сергей Перминов) и графини (заслуженная артистка России Вера Сурикова).

В современном театре любая постановка на основе классического литературного материала - это всегда целый комплекс "рисков": искажение сюжета или одной из сюжетных линий, искажение драматургии образов, а порой и авторской идеи. И "опытов" таких, к сожалению, немало, в том числе и в оперных спектаклях по произведениям А.С. Пушкина. Тем важнее то, что, осуществляя очередную постановку оперы "Пиковая дама" режиссер Вадим Георгиевич Милков выдержал удивительное равновесие между классикой и современным ее прочтением как на уровне содержания, так и в рамках законов музыкально-драматического театра. Следование режиссера за замыслами поэта и композитора делает ему честь.

Музыка и атмосфера сценического действия становятся единым художественным объектом, а тема игры, как сценической, так и карточной, реализуется в полной мере. Естественность игры актеров в мизансценах (при точном соблюдении ими жанровых требований) придала пушкинским образам, несмотря на условность оперного искусства, особую убедительность. И это сформировало и в зале особое настроение: разнородная публика от школьников и студентов до знатоков оперного искусства была достаточно едина в реакции на происходящее на сцене.

Хотя приходится констатировать и то, что культура восприятия оперного произведения у определенной группы зрителей явно недостаточно развита: аплодисменты прерывают увертюру, когда открывается занавес, раздаются в паузах между партиями актеров в мизансцене, зрители не дожидаются финального аккорда. Назревает необходимость в проведении просветительских образовательных программ по воспитанию культуры восприятия оперы и театра в целом. Как появилась книга "Как вести себя в православном храме", так стоит создать и "справочник" "Я иду в оперный театр…". Именно такая мысль возникла у автора статьи, когда все это мешало слушать музыку и исполнение партий.

В постановке мастерски разработаны московскими художниками (заслуженными деятелями искусств России Виктором и Рафаилом Вольскими) декорации к спектаклю, создающие художественное пространство Петербурга: грозовые раскаты, состояние спокойной петербургской ночи после бури, мрачные покои старухи графини, пышность салона богатого сановника, бушующих холодных волн Невы в ночь ожидания Лизой Германна.

На мой взгляд, успех премьерного спектакля это успех работы всего творческого коллектива, в котором каждый понял и принял идею композитора, замысел режиссера - постановщика и реализовал через художественные картины декораций, музыкальное сопровождение, оперное и актерское мастерство. Грамотно выстроенный рисунок сценического ансамбля работает на создание целостности всех трех действий.

На мой взгляд, это одна из самых удачных и значимых постановок для Нижегородского театра оперы и балета, носящего имя А.С. Пушкина.







Анастасия Калашникова

Театр… Отношение к нему населения сегодня далеко не однозначно. С одной стороны настоящее искусство в погоне за постоянными поклонниками становится частью массовой культуры. С другой стороны, именно благодаря массовой культуре люди никогда не перестанут слушать Моцарта, читать Пушкина, восхищаться картинами Репина и Да Винчи, а также восхищаться тем немногим, что сегодня создается в рамках истинного искусства. Именно этот кусочек человеческой деятельности человека требует усилий для понимания и получения истинного удовольствия. Люди, работающие сегодня в рамках настоящего искусства, заслуживают истинное уважение. Именно с такими людьми я встретилась в театре оперы и балета им. А.С.Пушкина. Это режиссеры, актеры, музыканты, художники по свету, изготовители декораций, костюмов и многие другие; это люди, которые по-настоящему любят то, чем занимаются, - настоящее искусство. Это люди, которыми я восхищаюсь до слез. Познакомившись с ними, я действительно поняла, что такое искусство и что такое настоящий театр. Они научили меня любить дело, которым занимаешься. Любить по-настоящему. И отдаваться ему полностью. Только в этом случае результат будет восхитительным - таким, каким и должен быть. Именно восхищение вызывает результат полугодовой работы работников театра - опера "Пиковая дама". В результате терпеливого и кропотливого труда настоящих творцов культуры зрители оперы переносятся на время в таинственные переулки Петербурга, переживают волнительные события вместе с героями, радуются и плачут, получают удовольствие от созерцания настоящего произведения искусства. Осознание того, что подобные спектакли еще создаются и очень активно посещаются зрителями, радует. Радостно и от того, что есть театры, работающие на таком уровне и придерживающиеся классических традиций. Знание этого убеждает меня, что если подобным образом будут работать все театры, отношение людей к театру будет однозначным - резко положительным.



Макарова Ирина

"Пиковая дама" на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

26 октября 2007 г. на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина состоялась премьера оперы "Пиковая дама".

Главная движущая сила оперы - любовь. Страсть и мистика переплетены таким образом, что получается серьезное драматическое произведение с глубоким смыслом. Этот спектакль дарит истинное эстетическое потрясение, направляя на размышления о дне сегодняшнем. По мнению дирижера театра, лауреата премии Нижнего Новгорода Е.Б. Шейко, "все, что есть в нашей жизни, есть и в опере". Спектакль получился большим и объемным благодаря замечательному оформлению, выполненному по эскизам заслуженного деятеля искусств России, художника В. Вольского (Москва). Зрителю представлены красивые, впечатляющие скульптуры, фонтан, решетка в летнем саду Петербурга, старинные камин, зеркало, кресло в комнате графини, овальные мощные столы, покрытые зеленым сукном, в игорном доме. Ярким фоном ко всем действиям является декорация реки Невы, волны которой благодаря удачной светомонтировке становятся то спокойными, то разбушевавшимися. Прекрасные колоритные костюмы XVIII в. разбавляют темные тона декораций, придавая им теплоту и мягкость. Все это позволяет воспринимать спектакль не только как мистическое, внушающее страх произведение.

В "Пиковой даме" мощно представлен эротический подтекст красивых мелодий, посвященных чувству любви. Праздник жизни отражен в карнавальности, показанной в шутках, балладах, пасторальной сцене, кураже в игорном доме, яркой художественной постановке танцев.

Мистический образ графини - в трех картах, в явлении призрака. Следует отметить впечатляющую силу декораций в картине явления призрака: сцена скрыта от зрителя огромной вуалью. Это дает понять, что все происходит лишь в воображении Германа. Слова "три карты, три карты, три карты" исполнители поют так, что у слушателей возникают ассоциации каркающих ворон, являющихся аллегорией смерти. Графиня предстает в образе грозной, величественной дамы, которая не в силах справиться со старостью, со стремительно уходящим временем. Она - символ гибнущей красоты, в ней скрыта тайна жизни и смерти. Графиня обладает поразительной интуицией, недаром при первой встрече с Германом, она чувствует в нем грядущую опасность.

Главный смысл жизни Германа - в любви, а не в деньгах, которые являются лишь средством к счастью с Лизой. Его характер сильный, он способен не сворачивать с намеченного пути, убедить в своих чувствах возлюбленную, настоять на встрече с ней. Натура Германа - страстная, переживающая, он чувствует вину за смерть графини, именно поэтому ему мерещится призрак. В его страхе - попытка самооправдания. Но грех произошел, душа замарана, и, следовательно, открыта для потусторонних сил… Очень драматично показана сцена в игорном доме, в которой Герман, не контролируя себя, ставит все на карты. Никто не может оставаться к нему равнодушным, он вызывает сочувствие, а не жалость и злобную насмешку. Проникновенно, задевая струны души зрителей, звучит финальная молитва офицеров, обращенная к Богу. Образ спускающегося Ангела с крестом в руках показывает, что Герман, действительно, заслуживает прощения.

Лиза очень эмоциональная, искренняя. Любовь делает ее одновременно слабой и сильной: Лиза готова всецело отдаться этому чувству и противостоять всему миру, мешающему ее счастью. Но когда она понимает, что Герман предал ее, смысл жизни становится потерян.

Не только главные действующие лица привлекают внимание зрителей. Князь Елецкий представлен как благородная, сильная, понимающая и всепрощающая личность, что не может не вызвать уважения. Граф Томский, любимец офицерской компании, балагур, шутник, обладает чувственной натурой, ценит настоящую мужскую дружбу и готов в любую минуту прийти на помощь тому, кто в ней нуждается.

По словам режиссера-постановщика, лауреата Международных конкурсов В.Г. Милкова (Санкт-Петербург), "главная задача актеров - делать образы яркими, не показывать, что все действие им известно наперед, нужно жить на сцене, но ни в коем случае не переигрывать". Как же с этим справились исполнители оперы?

В целом, все получилось. Но любое благое дело не обходится без помарок. Приношу извинения за личные симпатии, но лично мне кажется, что впечатляющую силу воздействия на публику оказала графиня, причем в исполнении разных солисток. Е. Шевченко и В. Сурикова потрясающе прочувствовали свою роль, четко передавая властность, страх в интонациях, замогильном голосе, мимике, движениях героини. Е. Шевченко во втором составе исполняет партии Полины и Миловзора, показывая динамичность, непосредственность, живость персонажей. Наиболее удачной роль ключевой фигуры Германа получилась у С. Перминова, который точно передает режиссерский замысел. М. Ларину для достижения этой цели не хватает экспрессивности, хотя он обладает великолепными вокальными данными. П. Полянинов нередко переигрывает, ярко показывая сумасшествие Германа. А. Ипполитова, Н. Товстоног трепетно и страстно исполняют роль Лизы. В. Кубасов и Д. Суханов (граф Томский) своей убедительной игрой заряжают публику положительной энергетикой.

В. Милков и Е. Шейко хотели создать спектакль, в финале которого все сводилось бы к глубокому, проникновенному сочувствию, и они достигли своей цели. В итоге получился красивый, яркий, интеллектуальный спектакль.

В. Милков далек от современных новшеств: он не переносит действие из Петербурга XVIII в. в другую эпоху, в другой город, не навязывает произведению свою интерпретацию, ассоциации сегодняшних дней. Режиссер и дирижер исходят не из сюжета, а из музыки, но самое главное, что у них одинаковый подход к выражению характеров персонажей.

Новая постановка классической оперы заслуживает внимания самой взыскательной публики, никого не оставляет равнодушным ко всему происходящему на сцене.



Мурзаева Ирина

Как будто волшебный, взмах руки дирижера и…. открывается занавес Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. "Чем кончилась вчера игра?" - первые слова, услышанные со сцены театра зрителями 26 октября 2007 года на премьере оперы "Пиковая дама".

Эта постановка "Пиковой дамы" приковала к себе особое внимание, и заслуженно. Она проводится под началом петербургского режиссера В.Г. Милкова, известного своими постановками спектаклей не только в России, но и далеко за рубежом, во многих городах мира. И в настоящее время ему выдалось поработать на нижегородской сцене. В этот процесс вовлечены и другие именитые мастера своего дела - главный дирижер театра оперы и балета им. А.С. Пушкина Е.Б. Шейко, московский художник В.А. Вольский и актерский коллектив театра. Главные роли в спектакле исполняют: М.С. Ларин (Герман), Д.А. Суханов (Елецкий), Полянинов П.А. (Герман), В.А. Кубасов (Томский), Н.В. Товстоног (Лиза) и др.

Повесть "Пиковая дама", написанная Пушкиным на основании некоторых реальных фактов, во время Болдинской осени 18833 года, после выхода в свет была в большой моде. "Игроки понтируют на тройку, семерку и туза". А затем опера П.И. Чайковского стала признанным мировым шедевром.

И вот, спустя десятки лет, картина не утратив актуальности еще со времен Пушкина, ставится на нашей сцене. Идея Пушкина - показать пагубность и безумие страсти к обогащению. Он рассказывает о петербургском периоде, буржуазном этапе в русской истории, когда деньги и денежные отношения начинали все более заменять человеческие отношения и тем самым коверкать и разрушать отдельного человека и человеческое общество. Проблема для нас не нова и давно уже привычна для нашего общества. И здесь задача режиссера - довести до зрителя тот смысл, который вкладывал в произведение автор. По словам режиссера Милкова, это самое главное.

Я считаю, что сделать это удалось. На сцене зрители наблюдали абсолютно живую картинку, которая потрясающая своей эмоциональностью и напряженностью от начала и до конца спектакля. Роли исполнялись актерами с огромной самоотдачей и выразительностью, благодаря чему, наверное, и удалось создать на сцене трагическую атмосферу, и я думаю, в зале не было таких людей, которые бы не прониклись ею. Об этом говорили многочисленные, и, действительно восторженные, крики "Браво!" после исполнения актерами их партий. Иных доказательств не нужно.

Особо нужно заметить, что важную роль в несомненном, как мне кажется, успехе спектакля сыграло то, что постановка проходила в удивительных декорациях и костюмах, при помощи которых не оставалось сомнения в правдивости обстановки игорного зала или бала у императрицы. Незабываема сцена прихода графини к Герману. Я думаю, что спецэффекты по достоинству оценил каждый. Такой прием, на мой взгляд, удачно передал все то загадочное и даже мистическое, что было заложено в произведении Пушкина.

Хочется верить, надежды всех пришедших на спектакль были оправданны в полной мере, ведь не может быть иначе, когда в одно деле задействовано столько не просто профессионалов, а талантливых людей. Мне кажется, что спектакль должен занять свое заслуженное место в ряду других известных постановок и продолжать свою жизнь на сцене Нижегородского театра оперы и балета.



Тарасова Светлана

"Театр уж полон, ложи блещут". Зрители с трепетом и волнениям смотрят по сторонам и замирают в ожидании начала. 26 октября 2007 года состоялась премьера одной из величайших опер, оперы, известной по всему миру, оперы П.И. Чайковского "Пиковая дама". Этой постановки все ждали с нетерпеньем. Новый режиссер, новые декорации, новые исполнители главных ролей - все настраивает на ожидание чего-то необычного, грандиозного.

Режиссер, работавший над постановкой оперы "Пиковая дама", Вадим Георгиевич МИЛКОВ. Он лауреат международных конкурсов, доцент кафедры музыкальной драматургии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. Римского-Корсакова хорошо известно не только в нашей стране, но и за ее пределами и просто необыкновенно талантливый и профессиональный человек .Поставленные им спектакли с большим успехом шли и идут: в Большом театре России, Киеве, Кишиневе, Риге, театрах Венгрии (Будапешт), Австрии (Вена, Зальцбург), Финляндии, Волгограда, Петрозаводска, Екатеринбурга, Сыктывкара, Улан-Уде, Йошкар-Олы, Омска, Краснодара и на других музыкальных сценах. За постановку оперы М. Глинки "Иван Сусанин" в венгерском городе Сегеде (1981 г.) Вадим Милков был награжден Золотой медалью. А за участие этого спектакля в Международных музыкальных играх 1981 года был удостоен звания "Почетный житель города Сегеда". Передавая постановку "Пиковой дамы" в Нижнем Новгороде в его руки, ожидалось получить необыкновенно эмоциональный и колоритный спектакль. Также огромный вклад в постановку вложил, конечно, главный дирижер театра, лауреат премии Нижнего Новгорода Евгений Борисович Шейко. А также художник-постановщик и художник по костюмам - братья Виктор и Рафаил Вольские, заслуженные деятели искусств Российской Федерации.

Существует два актерского состава данного спектакля, которые, на мой взгляд, очень разные. Здесь стоит обратить внимание на образ Германа. У Германа в исполнении М.С. Ларина преобладает азарт и расчет, а именно это хотел показать Пушкин. У П.А. Полянинова Герман более человечный, в некоторые моменты лиричный, трогательный и правдивый, но испорченный обществом, а таким его видел П.И. Чайковский. Роли исполняют: Д.А. Суханов (Елецкий), В.А. Кубасов (Томский), Н.В. Товстоног (Лиза) и многие другие.

Достаточно сильное расхождение между повестью Пушкина и либретто Чайковского. В чем же суть?

Существенной трансформации подверг М.Чайковский образ Германа. То, что Герман волею либретто превратился из военного инженера в гусара - малозначительная деталь, к тому же никак не проявляющая себя в действии. Гораздо важнее другое изменение. У Пушкина Германом безраздельно владеет одна мысль: разбогатеть! Тайна графини - путь к богатству, а любовь Лизы - путь к тайне графини. Может быть, у пушкинского Германа и есть какое-нибудь чувство к Лизе, но оно ничтожно по сравнению с его страстью к деньгам и нечего не определяет в его поведении. У М.Чайковского акценты перемещены: "Герман появляется на сене в состоянии безумной влюбленности", - пишет он в сценарии своего либретто.

Любовь к Лизе - вот та страсть, которая владеет Германом при первом появлении на сцене. Отсюда и должен вырасти основной драматический конфликт.

Лишь постепенно мысль о Лизе сначала сплетается с мыслью о тайне трех карт, а затем вытесняется ею. Развитие этой внутренней борьбы проведено в либретто очень логично и с подлинной драматической остротой.

Не случайно Модест Чайковский в четвертой картине широко использует подлинный пушкинский текст. Именно в четвертой картине Герман М.Чайковского сближается с Германом Пушкина. Лиза уже не существует для него. Стремление к богатству, воплотившись в мечту о верном выигрыше, из средства превратилось в цель!

Вадим Георгиевич Милков, считает, что для режиссера главное - донести то, что замыслил автор оперы, а именно П.И. Чайковский. Именно поэтому ангелы в финале постановки - это не только прощение Германа, но и его нравственное очищение, отражение его человеческой сущности, гуманистическая позиция П.И Чайковского.

Удивительный драматизм оперы усиливает не только музыка, но декорации, а также цветовое решение. Сцена объяснения Лизы и Германа выполнена в холодных тонах: в синих, зелено-бирюзовых и серо-черных оттенках. Именно здесь по-особому чувствуется трагический холод в речах Германа и боль в душе Лизы.

На мой взгляд, эта опера может считаться лучшей из тех, что ставятся на сцене театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. В ней есть все то, ради чего зрители и ходят в театр. Здесь можно насладиться игрой актеров, их прекрасными голосами, увидеть выступления артистов балета, увидеть и прочувствовать дух эпохи, в которую жили герои, а самое главное ощутить что-то новое внутри себя.

Думаю, что зритель получит от этой постановки только все самое лучшее.

 

Кольякова Дана,

студентка 1 курса факультета журналистики Нижегородского филиала Университета Российской академии образования

Мир Игры - Мир Игра

Театр не для всех…

Душа каждого, находится в оболочке - своеобразной мембране. Чем тоньше эта оболочка, тем чувствительней реагирует человек на внешние раздражители, тем важнее для него эстетическая сторона мира.

Опера тем более не для всех!

Умение слушать — немаловажное качество любого человека, особенно театрала.

А теперь представьте, что вы попали на на самую настоящую генеральную репетицию оперы...

Такую возможность недавно получили студенты первых курсов Университета Российской Академии Образования. Опера «Мадам Батерфляй» на суд публике Нижнего Новгорода была представлена впервые.

Название произведения знакомо многим, но не многие знают сюжет этой грустной истории. Американский лейтенант женившийся, из прихоти, на хрупкой покорной гейше, не долго остается вместе с возлюбленной. По долгу службы он обязан вернуться в свою страну. Прекарасная Чио -Чио- Сан, оставленная им, готова ждать и верить в скорейшее возвращение мужа. Но ветреный лейтенант возвращается не скоро и привозит с собой не менее прекрасную девушку, новую жену. От безысходности «сестра японских гор» вонзает себе в сердце кинжал и умирает. Столкновение двух разных обществ, разных культур, ясно показано в сюжете: Япония, всегда чтившая традиции и обычаи и Америка, для которой экономика и свобода на первом месте.

В смерти Чио-Чио-Сан виноваты не только чувства, ведь любимый не просто предал ее - он оскорбил ее честь... Очень порадовало, что в опере нашлось место не только трагическим сценам, но и тонкому юмору построенному на противостоянии двух культур. Одним словом - репетиция удалась!

 

Дайлидонис Артур,

студент 1 курса факультета журналистики Нижегородского филиала Университета Российской академии образования

 

Театр оперы и балета имени Пушкина – замечательное место. Необходимо поддерживать культурный уровень личности, кем бы Вы не были, в любом возрасте. Просмотр оперы – один из способов узнать новое и усовершенствовать себя. Опера – это хорошо поставленный спектакль с богатым музыкальным сопровождением. Зритель, приходя в театр, видит отточенные до мелочей движения, речь. Иногда, кажется, что актёры настолько вжились в роль, что живут жизнью своих героев. Если зритель захочет узнать больше о реальных трудностях воплощения идеи в жизнь, о попытках и результатах актёров, то стоит посетить репетиции. Конечно, далеко не всегда репетиции театральных постановок доступны к просмотру любого человека, но, как правило, генеральную репетицию делают свободной для посещения. Этим часто пользуются студенты. Например, наша группа недавно посетила генеральную репетицию представления «Мадам Баттерфляй». Это красивая история о любви японской девушки к офицеру армии США. События начинаются с показа влюбленной пары: офицер уговаривает девушку выйти за него замуж. Девушка настолько влюблена, что соглашается и, приходя, домой, сообщает об этом родным. Но возникает проблема: её считают предательницей. Она мучается, но в конце концов выбирает офицера. Она сообщает ему на свидании, что тайно от семьи примет его веру.

Далее следует эпизод свадьбы, после которого воин уезжает из Японии. Проходит нескольколет, и вдруг он собирается приехать и навестить свою жену, чтобы сказать ей что-то важное. Он думал, что она о нём забыла и примет его как старого друга, которого не видела много лет. Он уже капитан, женат снова – на этот раз на леди из Америки. Он приходит к Мадам Баттерфляй – и оказывается, что у неё от него ребёнок, которому уже три года! Мать знала заранее о цели визита бывшего мужа – её предупредил об этом помощник капитана. Отец пришёл, чтобы забрать сына. Баттерфляй решает, что ей незачем дальше жить и, прощаясь с ребенком, завязав ему глаза,ё протыкает себя ножом. У неё даже хватает сил на то, чтобы выйти после этого из комнаты и попрощаться с ребёнком ещё раз. Звучит прощальная тема, торжествующая, горестная, озаряющая самоубийцу светом мученичества. Последний музыкальный аккорд – словно презрительная пощёчина цивилизации.

Расскажу немного о декорациях. Фоны для выступления подобраны удачно, цветовые сочетания точно совпадают с мотивами Японского искусства. Но, на мой взгляд, фонов было недостаточно для создания наиболее разнообразной картины.

Нижегородская группа – это замечательные артисты и певцы. Возможно, все немного устали, и поэтому голоса звучали не самым лучшим образом. Уверен, что во время последующих представлений зрителям будет лучше слышно, о чём же поют герои. Человек подготовленный, знакомый с либретто, по достоинству оценит качество постановки. Но тому, кто пришёл на представление впервые, непросто будет понять, о чём же поют артисты.

 

Иванова Юлия,

студентка 1 курса факультета журналистики Нижегородского филиала Университета Российской академии образования

 

Сейчас за сценой жизни мы часто не замечаем интересных и любопытных вещей. Да и времени на посещения всех театров и выставок найти нелегко!

Я очень давно не посещала спектаклей, оперу я вообще не понимаю, но когда-то у меня даже абонемент был в театр оперы и балета. Наверное, просто не до этого было – учёба, вступительные экзамены и т.д.

Услышав о предложении посетить генеральную репетицию спектакля «Мадам Баттерфляй» я сразу согласилась.

Когда мы вошли в зал, первым что бросилось в глаза, было количество зрителей, ожидавших начала спектакля. Словно это и не репетиция вовсе. Но больше всего меня поразило и впечатлило происходящее на сцене. Декорации, костюмы, причёски, грим - всё это создавало неповторимую атмосферу. Спектакль показал чуждую нам жизнь Японии, а актёры очень точно передали менталитет и культуру загадочного японского народа. Хочется также отметить неповторимую музыку оркестра, который, несмотря на репетицию, работал на все сто процентов.

После я твёрдо решила посещать театр чаще, к тому же его репертуар мне показался очень интересным.

 

Вашкевич Виктория,

студентка 1 курса факультета межкультурных коммуникаций, специальность «Связи с общественностью»

 

Комедия, рок, опера, балет…Театр имеет множество жанров. Каждый может найти что-то для себя. Я отдаю предпочтение опере. Мне нравится, что действие передается зрителю только посредством пения. Ведь это очень не просто передать настроение, эмоции только пением.

По моему мнению, опера один из самых сложных жанров. Может быть поэтому она меня и привлекает. Кроме того, опера не потерялась и среди современных музыкальных жанров. Сейчас оперное пение можно услышать в таких популярных направлениях как готика, металл, техно и многие другие.

Мне бы хотелось, чтобы наша современная молодежь чаще посещала театр и ценила его как один из самых великих видов искусства.

 

Талялева Анастасия,

студентка 1 курса факультета межкультурных коммуникаций, специальность «Связи с общественностью»

 

Театр! Как много в этом слове…

Он существует с древних времен, но его значение ничуть не умалилось.

Он пронес свою значимость через года и столетия, становясь лишь важнее и приобретая все большую популярность.

На мой взгляд, походы в театр облагораживают людей, это дает им духовную пищу.

Я завидую людям, которые работают в театре, они очень интересные личности, с богатым внутренним миром, со своим взглядом на жизнь. Люди искусства не похожи на нас, «простых смертных». Я сама одно время посещала школу театрального искусства и могу сказать, что немного знакома с «театральной кухней».

Хочу поблагодарить Нижегородский театр Оперы и балета и свой университет за программу «УРАО+ Театр» и возможность посещать спектакли и репетиции.

 

 

Степанова Анастасия,

студентка 1 курса факультета журналистики Нижегородского филиала Университета Российской академии образования

 

В школе мы часто ездили в различные театры. Чаще всего мы посещали театр «Драмы и комедии». За два года школьной жизни мы посетили двадцать одну театральную постановку! Самыми интересными мне показались спектакли «Тартюф» и «Фан-Фан Тюльпан», а так же мюзикл «Юнона и Авось». На этот раз, мы с группой посетили оперный театр и генеральную репетицию спектакля «Мадам Баттерфляй». Мы узнали, как проходит репетиция в театре, были очень интересные костюмы у артистов, а так же мне понравилось оформление. После посещения спектакля у нас остались хорошие воспоминания.

 

 

Сергеева Елизавета,

студентка 1 курса факультета журналистики Нижегородского филиала Университета Российской академии образования

 

25 сентября, я с группой ходила в театр Оперы и балета, на генеральную репетицию оперы "Мадам Баттерфляй".

Спектакль мне очень понравился. С интересом смотрела на талантливых актеров и на их игру. Декорации были потрясающие, так и хотелось забраться на сцену и рассмотреть все повнимательней. Особенно была хороша музыка, очень мелодичная, как раз в японском стиле.

Хоть опера была в трех действиях, я не успела заскучать, так как сюжет был интересный, и мне хотелось узнать, что случиться с главной героиней.

Главную героиню звали Чио-Чио-Сан (американские военные прозвали ее Баттерфляй, то есть Бабочка). После смерти ее отца, она становится гейшей и выходит замуж за американского лейтенанта Пинкертона. Однако в их семейной жизни все складывается не так, как хотела Чио-Чио-Сан. Спустя некоторое время, лейтенант бросает жену и уезжает в Америку (там он жениться на другой), но мадам Баттерфляй с нетерпением ждет своего мужа, ведь у нее рождается ребенок, которому нужен отец. Спустя некоторое время, Пинкертон появляется в своем японском доме, но лишь для того, чтобы забрать сына. Главная героиня понимает, что возврата к прошлому не может быть, поэтому она сводит счеты с жизнью.

Трагический финал оперы поверг меня в шок. Было больно осознавать, что Чио-Чио-Сан уже не будет счастлива, как раньше. После этого начинаешь задумываться о том, насколько жизнь коротка и, как много можно сделать...

Я испытала на себе те чувства, которые предавали актеры и это здорово! Главное, что я вышла из театра отдохнувшей и получившей большое удовольствие.

P.S. Сходите в театр! Не пожалеете.

 

 

 

 

 

 

Маницына Алена,

студентка 1 курса факультета межкультурных коммуникаций, специальность «Связи с общественностью»

 

Театр. Еще с момента возникновения, первоначально, театр является местом для зрелищ. Позднее театр стал восприниматься как само зрелище.

Каждый поход в театр по-своему незабываем. Во-первых, это связанно с тем, что я хожу на разные жанры: комедию, трагедию, драматургию. Во-вторых, все актеры индивидуальны и невозможно повторить того или иного персонажа с абсолютной точностью.

Каждый раз я получаю незабываемый всплеск эмоций. А ведь, в основном, именно этого и хотят добиться художники - постановщики, то есть передать зрителю чувства, мысли и эмоции посредством игры актеров.

Мне нравятся костюмы, а особенно их разнообразие, индивидуальность, красочность и яркость. Также, каждый раз я восхищаюсь мастерством актеров, и сама хочу этому научиться.

Сейчас я хочу записаться на театральные курсы, чтобы стать еще более творческой личностью!

 

 

Мудрик Анастасия,

студентка 1 курса факультета журналистики Нижегородского филиала Университета Российской академии образования

 

Дверь в сказку

Театральное искусство является одним из самых интересных и загадочных видов творчества. Для кого-то театр это всего лишь место, где можно отдохнуть от повседневной суеты, а для меня театр - это жизнь. Жизнь в полном ее отображении. Когда обыкновенный человек только заходит в театр, он уже невольно начинает ловить себя на мысли, что он попал в сказку. Даже самая скептически настроенная личность, находясь в стенах, пропитанных жизнью, поверит в чудеса и не останется равнодушной. Стены театра хранят тайны, воспоминания и непосильный, для обычного человека, труд актеров. Это своего рода волшебная страна, где живет своя история. Сложно устроенное, но таинственное государство.

Я ценю, люблю и уважаю театральное искусство во всех его проявлениях. Нет таких слов, что смогли бы передать весь мой восторг, когда я нахожусь в театре. Меня искренне радует и тот факт, что есть люди, которые ценят и берегут это хрупкое творчество. Таких людей, чей восторг искренен, увы, не так много, но лишь при одном взгляде в глаза этим поклонникам театрального искусства на душе становится светло и возникает мысль, что все таки театр творит чудеса с людьми. Внутри как будто зажигаются миллионы маленьких огоньков и душа наливается теплом, а в глазах появляется детский восторг и задор. Отобразить жизнь просто, но прожить не так то и легко, в этом то и состоит главная задача актеров: суметь не сыграть, а прожить и донести смыл до зрителей. Об этом еще говорил Станиславский - великий театральный авторитет, посвятившей театру всю свою жизнь.

Меня восхищают то, что делают актеры. Это своего рода героизм. Вжиться в чужую жизнь, примерить на себя другой образ и характер - это не для каждого. Как говорил тот же Станиславский: гении рождаются веками, таланты - годами, посредственность -месяцами, бездарность — днями. Я очень надеюсь на то, что вскоре настоящих ценителей театрального искусства прибавится, а стоящих актеров не уменьшится. Театр был, театр есть, театр будет жить вечно и найдет свой уголок даже в самом скептическом сердце.

 

Буянова Татьяна,

студентка 1 курса факультета журналистики Нижегородского филиала Университета Российской академии образования

 

Прекраснейшее из творений человека является театр. Ведь театр зародился и в Древнем Китае в эпоху Античности. Тогда люди и не знали, что театр станет массовым развлечением и сохранится до наших дней.

В настоящее время становиться популярным в театре такой жанр как опера. На одной из таковых опер побывала и я.

Опера «Мадам Баттерфляй» запомнилась мне хорошим составом актеров, прекрасно подобранной музыкой. Если говорить о самой опере, то однозначно могу сказать, что она

запала мне в душу, особенно тему когда главная героиня погибает из-за предательства любимого. Варваром оказывается западный человек, а подлинную цивилизацию воплощает хрупкая женщина. Пуччини постарался сделать данную оперу правдоподобной и душевно, тем самым, донеся до зрителя эти эмоции и переживания, которые испытывали герои оперы.

Несмотря на то, что опера заканчивается трагическим финалом, Пуччини смог довести его до остромучительных пределов, и показать нам последствия потери и поругания девственности.

Опера оказала на меня огромное влияние, показав тем самым ошибки героев, и я с уверенностью могу сказать это лучшее, что я видела. Обязательно сходите на эту оперу, я уверена, Вы не пожалеете!

 

Голикова Татьяна,

студентка 1 курса факультета межкультурных коммуникаций, специальность «Связи с общественностью»

 

Театральное искусство – величайшее искусство, и не каждому дано понять его мир – интерпретацию чувств, мыслей, эмоций, великолепную актерскую игру. Проникнувшись, ты переносишься в иную реальность, где все не так, где все иначе. Посещая театр, ты словно становишься выше мирской суеты.

Актерская игра завораживает тебя, заставляет сопереживать судьбе героев, плакать, смеяться, думать вместе с героем. Всего лишь за 3 часа актеры сумели показать зрителю традиции и обычаи японской нации. Но это самое малое из того, что можно было подчеркнуть из постановки. На сцене можно было увидеть настоящую, преданную любовь мадам Баттерфляй и предательство со стороны капитана, оказавшейся роковым для всецело доверяющей и боготворящей его женщины. Она предпочла смерть с честью жизни в бесчестии, безрадостной, ведь она лишилась в одночасье всего, что было ей дорого: своей любви и своего сына.

Весь зрительский зал восторгался ею за ее смелый поступок и искренне жалел ее.

Непередаваемые ощущения остаются после этой оперы. Песня, льющаяся со сцены, закрадывается прямо в сердце, и порой самому уже хочется запеть так изящно и красиво, или хотя бы закружиться в танце под звуки живой, чарующей музыки…

Заглянув в оркестровую яму, можно проследить за игрой музыкантов. Это захватывающее зрелище.

Хочу сказать спасибо за представленный шанс посетить генеральную репетицию. Рада, что у нас в университете практикуются такого рода практики приобщения к искусству.

 

 

 

Партнеры