Борис Синкин

 

Академия Современной Оперы

 

Региональный театр, новые репертуарные традиции

и несколько слов в защиту комической фольк-оперы «Граф Нулин»

 

Вспомним слова Г.Товстоногова: «Нет театра для жанра, есть жанры, который может себе позволить театр или отказаться, в силу традиций, философии или стратегии каждого конкретного театра, но чем смелее репертуарная политика театра, тем больше этот театральный коллектив вызывает к себе уважение» Товстоногов один из первых режиссеров ставил в своем театре оперы, понимая, что для творческого роста коллектива необходима эта акция, и она увенчалась успехом.

«Смерть Тарелкина» и « Свадьба Кречинкского» своим появлением образовали новую художественную веху в репертуарной политике русского театра. Со стороны Товстоногова обращение к подобному репертуару можно расценивать как некое кощунство над традициями и репутацией прославленного коллектива, однако, это событие не только произошло, но и создало традицию обращения академических театров к смелым, даже отважным репертуарным решениям.

В последние годы своей биографии Товстоногов не употреблял выражения «жанр», вместо этого понятия появилось понятие «природа чувств». Это вызвано тем, что в процессе подготовки к любому спектаклю обнаруживается, например, что чистого жанра комедия уже не существует. Все чаще в терминологии режиссеров звучало слово «жанровый подтекст» или «природа чувств» (по Товстоногову). Ставя комедию «Ревизор» Товстоногов определял природу чувств спектакля, как «карнавал страха». Вдумайтесь! Комедия и страх! Комическая опера «Граф Нулин» по моей оценке жанрового подтекста определена как безумие деревенской тоски и скуки. Как видим, чем дальше отстоит авторское определение жанра от жанрового понимания режиссера, тем больше шансов получить художественный продукт неожиданный, смелый и увлекательный.

Театральная политика, ищущая репертуар под свое «зашоренное» понимание своих сил и возможностей, то есть под амплуальный диапазон труппы заведомо неинтересный театр. То есть театры старого типа, привязанные строго к мировоззренческим «привычкам» режиссеров и амплуа актеров, а музыкальные театры особенно страдают этой болезнью и тормозят театральный прогресс.

Академия современной оперы подробно изучала эту проблему. Опрос нескольких ведущих театров показал, что каждый из этих театров желает иметь свое неповторимое репертуарное лицо – это прекрасно, но несложный анализ значащихся в афишах современных произведений (их немного) для оперетты и оперы объективно показывает:

Первое: - не один из опрошенных театров не в состоянии конкретно сформулировать то, что ему на этот, и на последующие сезоны необходимо, и что он вообще хочет от современного репертуара.

Второе: - надо ли чего - либо хотеть? Вращение вокруг типичного джентльменского набора, типа - Онегин, Кальман, Легар, Травиата и Кармен всегда позволяют держаться на плаву.

Но театр, и это доказано, без нового репертуара и активной повседневной (учебной) работы (с режиссером) умирает (по К. Станиславскому).

Создается впечатление, что необходимо, как это делалось до перестройки сочинять на выбор по 100 опер и оперетт в год, из которых только одна ставилась, сразу во всех театрах, остальные вообще оказываются невостребованными – парадокс!

Академия идет другим путем - строгий художественный маркетинг и конкурсная основа.

В .Иванов создал гениальное либретто «Граф Нулин», ибо А.Пушкин всегда ко двору в любом театре, в любую эпоху гениальней музыки П.Чайковского не существует. Новый постановочный менеджмент только на уровне режиссерского синопсиса обеспечивает гарантию художественного результата. Проведенный маркетинг гарантирует кассовый успех проекта. Академия предоставляет сумасшедшие льготы и рекламную поддержку с одной единственной целью – создать образцово-показательный продукт.

Нет времени в письме изъяснять все преимущества – но уверяю, сегодня лучшее театрам никто не сумеет предложить, даже, если кто - то и предложит, то в театрах не умеют читать (не хотят) новые пьесы, по тому, что не знают ответа на вопрос: для чего вообще музыкальный театр русскому человеку. Проект апробирован на юбилейных торжествах 2003 года в Петербурге. Тесситурно проект раскладывается на любой театральный состав. 9- 16 действующих лиц (ля бекар вверху у тенора).

Что еще нужно?

Из этого следует, что театры в основной массе не владеют следующими понятиями:

Философия репертуарной политики

Тактика

Стратегия

Исходя из этих данных все российские театры, так или иначе, работают с оглядкой на репертуар соседей.

Сравните афиши трех ближайших региональных театров.

Новинка в репертуаре театра, по словам Товстоногова должна быть шокирующей, и это наилучший вид косвенной и трюковой рекламной политики.

 

 

***

Наши лучшие мюзиклы «Юнона» и утраченный «Норд – Ост» это жемчужины, но они будут рождаться, если театры будут воспитывать в себе чутье нового, как это делали Курочкин, Воробьев и Товстоногов.

«Чикаго» и Хелло Долли» совершенно не русский материал (слабая лирическая линия).

Академия в настоящее время консультирует один из национальных проектов, но это все та же дискредитация понятия музыкальный театр, хотя последовательно- направленная работа в этом направлении в скорм времени (есть уверенность) даст хорошие результаты.

 

По оперному репертуару даже мечтать не приходится (14 декабря 2007г ЦТ концертное исполнение «Очарованный странник» Р.Щедрина под рук. В.Гергиева,) уверяю, на 10 лет

отобьет охоту даже думать о чем- то похожем, иначе неминуема полнейшая дискредитация святого понятия русская опера.

Путь развития театров один – единственный – МАДАПТАЦИОННОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СТАРОГО, ДОБРОГО КЛАССИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА.

и для оперетты и для оперы.

Сюда включаются следующие деяния: новый смежный репертуар (в одном флаконе опера, оперетта, водевиль, мюзикл и бродвейские традиции) и другая линия создания оригинальных мадаптационных версий, но это долго объяснять.

 

См. книгу «Мадаптация как современная форма функционирования музыкального театра» СПБ 2006 Музыка Н.Басков.

 

Я разослал в театры гениальный сценарий по И.Набокову «Мисс Инкогнито» или «Тогда В Монте Карло», «Старая Дева» бригада экспертов трудилась над каждой фразой, но не то чтобы завлиты, даже режиссеры читают и смотрят на эти вещи как на новые ворота.

Необходим театр М.Захаров, что бы в одночасье все театры России поняли, что это высокая литература.

Это трагедия сегодняшнего театра – театры не умеют читать пьесы с талантом видеть конечный результат – причин несколько.

Современного режиссера раздирают на части желание быть понятным всем категориям зрителей, приходящих в театр – интеллектуалам, представителям массовой культуры, театралам- новичкам и тонким знатокам этого искусства.

Современный режиссер тоже человек со своими мировоззренческими стандартами. Один не может без Кальмана, другой любит поизголяться над Чеховым, для третьего вершина Гоголь, пятому необходим Пруст, и бог с ней с музыкой и кассовым успехом, ибо его (режиссера) оценят и в труппе и на дирекции по виртуозному умению увлечь коллектив новой увлекательной работой. Так бывает часто и это хорошо для общего роста театрального организма, но существуют гениальные слова Г.Товстоногова:

«Сверхзадача спектакля существует (рождается) в зрительном зале режиссеру нужно ее обнаружить. Никаких других целей он ставить перед собой не должен, хотя многие заражены стремлением удивить мир небывалой концепцией – эта детская болезнь затягивается у иных до преклонного возраста. Только автор и сегодняшний зритель должны интересовать режиссера, только они – источники сценического решения произведения. Надо знать круг вопросов, волнующих современного человека, точно выбрать автора, который может на них ответить, и уметь прочитать пьесу непредвзято, минуя все ее прежние сценические интерпретации»

Увы! Истинным талантом «слышать» время, страну, город, интересы населения города обладают к счастью и, к сожалению, только директора-продюсеры региональных театров. Не случайно театральное дело в современной России сегодня во многом зависит от активности тружеников этой узкой прослойки специалистов.

Тема, национальная идея и философия (стратегия тоже) в региональном театре России отражена и очень емко в любом успешном театрально- музыкальном проекте последних лет.

По большому счету «Юнона» и «Норд – Ост» - проекты, глобально отражающие русскую боль и гордость в разных исторических эпохах жизнь России и русского человека.

Почему проекты такого уровня не могут создаваться на местном историческом материале

«Легенда о Салавате Юлаеве», в Башкортостане «Айна», проект, набирающий силу в Ижевске, другие сочинения на тему местного фольклора мощный стимулирующий фактор пробуждения интереса к музыкальному театру, именно к музыкальному, как временному виду искусства, а время, как известно «тянется» к времени. Не случаен фактор долгожительства удачных бродвейских проектов, да и «Юнона и Авось» давно побила все рекорды сценического долголетия, ибо вспоминая любимую мелодию из любимого мюзикла невольно хочется окунуться еще и еще раз в атмосферу этого театрального праздника.

Возвращаяясь к Пушкину необходимо напомнить, что это не только вершина русской поэзии, но, и об этом давно уже говорят литературоведы фундаментальная основа, как и «Слово о полку Игореве» российской словесности. Это спорное мнение, но только не для музыкального театра России, ибо само понятие русская опера неразрывно связано с именем А.Пушкина.

Фольклорный элемент в пушкинской поэзии благодарная среда для осмысления любого его сочинения как части культуры любого российского региона. История Графа Нулина, как и история Онегина, могли произойти в любой части необъятной России: в Мордовии, в Башкортостане – где угодно, и поэтому культурные традиции любой российской провинции органично укладываются в художественное пространство пушкинских творений, включая колористику, жизненный уклад и географические условия.

Иными словами новая комическая фольк - опера «Граф Нулин» способна отражать культурные традиции любого региона России по костюмам, сценографии, хореографии и другим национальным особенностям края, а музыка П. Чайковского на протяжении всей истории русской оперы являлась предметом особой гордости россиян.

 

С уважением Б. Синкин

Январь 2008г

 

 

Партнеры